Время 2 часа.

ГБОУ ВПО ВГМУ

Кафедра нормальной физиологии

 

Методические разработки практических занятий

По нормальной физиологии для преподавателей

Раздел: «Физиология пищеварения, обмена веществ и терморегуляции»

Специальности:Лечебное дело; педиатрия; медико-профилактическое дело; медицинская биохимия; стоматология

 

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 87 от 6. 02. 2012

 

Составитель: Кузнецова И.А.

Маркина Л.Д.

Сидорова О.Н.

 

 

Владивосток 2012

 

Тесты для проверки исходного уровня знаний по разделу

«физиология пищеварения»

1 Чем представлена пищеварительная система человека?

(пищеварительная трубка и железы, выделяющие в неё пищеварительные секреты- слюнные, печень, поджелудочная железа).

2.Какие оболочки составляют стенку пищеварительного канала?

( слизистая, подслизистая, мышечная, адвентициальная или серозная).

3.Какие отделы пищеварительного канала покрыты слизистой кожного типа?

(передний и задний).

4.Какие отделы пищеварительного тракта покрыты слизистой кишечного типа?

(средний – желудок и кишечник).

5.Каким эпителием выстланы передний и задний отделы ЖКТ?

( многослойный плоский).

6.Каким эпителием выстлана слизистая желудка и кишечника?

(однослойный цилиндрический).

7.Куда открываются выводные протоки околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез? (ротовая полость)

8.Чем отличается характер секрета околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных

желёз?

(околоушная - белковая, секрет богат ферментами; подчелюстная - смешанная белково-слизистая; подъязычная - смешанная, слизисто-белковая с преобладанием слизистого секрета).

9.Особенности строения мышечной оболочки пищевода.

(в верхней трети – поперечно-полосатая мышечная ткань; средняя треть- поперечно-полосатая и гладкая мышечная ткань; нижняя треть – гладкая мышечная ткань; имеется два сфинктера: верхний на уровне перстневидного хряща, нижний – на уровне перехода в желудок).

10.Анатомические отделы желудка.

( кардиальный, дно желудка, тело, пилорический отдел желудка).

11.Эфферентная иннервация желудка и поджелудочной железы.

( парасимпатическая – блуждающий нерв, симпатическая иннервация-симпатический ствол).

12.Клеточный состав желёз желудка.

( главные, париетальные или обкладочные клетки, слизистые, шеечные и эндокринные (или аргирофильные) клетки).

13.Какие клетки желёз желудка участвуют в образовании хлоридов соляной кислоты?

(париетальные).

 

ТЕМА 1. Секреторная деятельность желудочно-кишечного тракта.

Время 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы:

Нормальная деятельность пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды (гомеостаз), поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне , что является важным условием здоровья. Нарушение любого звена системы пищеварения неизбежно отражается на состоянии организма в целом. Понимание механизмов физиологических процессов пищеварения является основой для клинической практики и профилактики заболеваний кишечного тракта.

 

Учебная цель:

Знать функциональную систему питания, основные функции пищеварительной системы, нейрогуморальные принципы её регуляции, методы исследования, пищевую мотивацию, типы и основные этапы пищеварения, пищеварительный конвейер и его функции.

Содержание занятия:

 

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1. Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос-беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3.Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап. Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10 мин

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика процесса пищеварения. Типы пищеварения.

2.Методы исследования секреторной функции пищеварительной системы

( экспериментальные и клинические).

3.Понятия о процессах секреции. Классификация желёз ЖКТ.

4.Состав секретов желёз ЖКТ (слюны, желудочного сока, сок поджелудочной железы, кишечного сока).

5.Конвейерный принцип гидролиза углеводов, белков, жиров.

6.Адаптивный характер секреторной функции ЖКТ.

7.Физиологические основы голода и насыщения.

8.Изменение секреторной функции при старении организма.

 

Домашнее задание:

1.Перечислить типы пищеварения в зависимости от локализации гидролиза.

2.Зарисовать схему операций изолированного желудка по Гейденгайну и по Павлову, указать преимущество операций по Павлову.

3.Перечислить ферменты слюны и их действие на пищевые продукты

4.Перечислить ферменты желудочного сока и их действие на пищевые продукты.

5.Указать значение соляной кислоты в пищеварении.

6.Перечислить вещества, стимулирующие и тормозящие секрецию желудочного сока.

7.Составить обзорную таблицу действия пищеварительных соков по схеме:

 

Пищеварительные соки Хим. состав ферментов Состояние активное или неактивное при выработке Реакция среды, в которой проявляется активность данного фермента На какие продукты действует данный фермент Продукты гидролиза
1. Слюна          
2.Желудочный сок          
3.Поджелудочный сок          
4.Желчь          
5.Кишечный сок          

 

Самостоятельная работа на занятии:

 

задание объект программа действий ориентировочные основы действия
Знакомство с функцией слюнных желёз а) выявление факторов,влияющих на кол-во слюны. б) значение слюны для апробации пищи. в) связь вкусовых и обонятельных ощущений для апробации пищи     2.Состав и свойства слюны. а) качественная проба на содержание муцина в слюне б) определение реакции слюны   в) определение ферментативных свойств слюны Слюна человека 1.Собрать слюну в отдельные пробирки: при а) дыхании через нос б) дыхании через рот в) жевании резинки 2.Сравнить кол-во отделяемой слюны. На сухую поверхность языка поместить порошок сахара или соли 1.Зажав нос, прополоскать рот водой с примесью одеколона или жевать кусочек лука 2.Открыть нос, сравнить результаты.   В пробирку со слюной добавляют несколько капель разбавленной уксусной кислоты     В пробирку со слюной опустить лакмусовую бумажку В две пробирки вставить воронки с фильтром: в первую воронку налить 5 мл сваренного крахмала и 5 мл слюны; во вторую 5 мл крахмала и 1 мл воды.   Во вторую пробирку слюна собирается через минуту после дыхания через рот, после чего рот закрыть. Обратить внимание на зависимость кол-ва отделяемой слюны от раздражения механорецепторов полости рта. Обратить внимание, что ощущение вкуса появляется лишь тогда, когда выделяется слюна и объяснить это явление. При закрытии носа теряются обонятельные ощущения и полной апробации пищи не происходит Обратить внимание на помутнение слюны вследствие выпадения муцина – составной части слюны. Посинение лакмусовой бумаги свидетельствует о слабощелочной реакции слюны. Через некоторое время можно наблюдать различное количество профильтрованной жидкости в двух пробирках, что связано с различным действием слюны и воды на крахмал.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.В каком отделе ЖКТ начинается гидролиз белков?

2.Какие ферменты обеспечивают гидролиз белков до аминокислот?

3.Какова роль соляной кислоты в пищеварении?

4.Под влиянием каких соков осуществляется переваривание жиров?

5.Какой сок содержит ферменты, способные гидролизовать все питательные вещества от начала до конечных продуктов?

6.Чем отличается сок толстой кишки от сока тонкой кишки?

 

Тестовый контроль:

1.Отличается ли секреция желёз большой и малой кривизны желудка?

1) да 2) нет

2.Какие слюнные железы выделяют преимущественно серозный секрет?

1) околоушная железа 2)подчелюстная железа 3) подъязычная железа

3.К пищеварительным ферментам слюны относятся:

1) мурамидаза 2) протеиназы 3) альфа-амилаза 4) лизоцим 5) альфа-глюкозидаза

4. рН слюны снижается при:

1) увеличении линейной скорости кровотока 2)уменьшении линейной скорости кровотока 3) увеличении скорости секреции 4) снижении скорости секреции 5)увеличении объёма секреции

5.Оказывает ли влияние на секрецию желчи жир?

1) да 2) нет

6.В какой среде проявляется активность ферментов поджелудочной железы?

1) в слабо кислой 2) в слабо щелочной 3) в нейтральной

7.Подвергаются ли ферментативному гидролизу в двенадцатиперстной кишке жиры?

1) да 2) нет

8.Чем активируется липаза панкреатического сока?

1) пепсиногеном 2) желчью 3) желудочным соком

9) Где образуется энтерокиназа?

1) в слизистой толстой кишки 2) в слизистой 12-перстной кишки 3) в слизистой тонкой кишки

10. Контроль за параметрами пищевого комка осуществляют рецепторы полости рта:

1) вкусовые 2) температурные 3) тактильные 4) осмотические 5) адренергические