Выделите имена философов, относящихся к эпохе Возрождения.
А.Коперник.
Б.Абеляр.
В.Леонардо да Винчи.
Г.Картезий.
Д.Галилей.
Основная черта эмпиризма.
А.Созерцание.
Б.Опыт.
В.Разум.
Методологическая установка Декарта.
А. Бытие есть, небытия нет.
Б. В основе мира – атомы.
В. Материя первична, сознание вторично.
Г. Мыслю, следовательно, существую.
Основные черты индуктивного метода Ф.Бэкона.
А. Опыт.
Б. Логика.
В. Индукция.
Г. Вероятность.
В чем состоит содержание спинозистского понимания свободы?
А. Свобода – возможность действовать абсолютно независимо.
Б. Свобода – познанная необходимость.
В. Свобода – следование общепринятому мнению.
Что есть монада в философии Лейбница.
А. Монада мельчайшая материальная частица мира.
Б. Монада это отдельная понятие.
В. Система монад во главе с высшей – Богом образует единство и гармонию мира.
Что является, по мнению просветителей, главным условием общественного прогресса?
А. Развитие промышленности.
Б. Политическое устройство.
В. Распространение знаний.
С какими требованиями социально-политического и экономического порядка выступал Руссо?
А. Уничтожение частной собственности.
Б. Достижение социального равенства.
В. Развитие промышленности и земледелия.
Г. Право народа на вооруженное восстание.
Список текстов для анализа:
1. Абеляр П. История моих бедствий
2. Августин Блаженный. Исповедь.
3. Боэций. Утешение философией.
4. Бруно Дж. О причине, начале и едином; О бесконечности, вселенной и мирах.
5. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира – птоломеевой и коперниковой.
6. Коперник Н. Об обращении небесных сфер
7. Макиавелли Н. Государь.
8. Монтень. Опыты.
9. Мор Т. Утопия // Утопический роман XVI–XVII веков.
10. Декарт Р. Разыскание истины
Темы рефератов (научных докладов):
1. Вера и знание – враги или союзники?
2. Европейская наука и христианство.
3. Проблема времени в учении Августина Блаженного.
4. Свобода выбора как основа этического учения Ф. Аквинского.
5. «Ученое незнание» – познавательная установка Н. Кузанского.
6. Роль индуктивно-эмпирического метода в развитии познания.
7. Картезианское радикальное сомнение как принцип познания.
8. Роль интуиции в рационально-дедуктивном методе познания.
9. Социально-политическая концепция Дж. Локка.
Занятие 4