Категория материи. Ее атрибуты и формы. Уровни

организацииживойи неживойматерии.

В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе.

В самом широком смысле движение в применении к материи – это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистической и идеалистической.

· Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга

Концепции понимания пространства:

1.Пространство как абсолютная бесконечная протяженность, как пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них /субстанциональная концепция пространства, которую разделяли Демокрит, Эпикур, Ньютон/.

2. Как порядок сосуществования и взаимного расположения тел, как совокупность отношений множества со существующих объектов, взаимно ограничивающих и взаимно дополняющих друг друга /реляционная концепция – Лейбниц, Лобачевский, Риман/.

Пространство выступает как важнейшая форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел.

Концепции понимания времени:

1. Время как абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных взаимодействий длительность, однородная во всей вселенной /Ньютон/.

2. Время как относительное свойство вещей, неотделимое от материи, порядок последовательности событий, совокупность отношений длительностей сменяющих друг друга состояний /Лейбниц/.

· Время представляется в современной философии и науке как важнейшая форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений материи.

Материалистическая философиярассматривает пространство и времякак объективные формы существования материи.

Пространство характеризует протяженность, структурность, соразмерность материальных систем, время – длительность их существования и последовательность смены состояний. Различным уровням организации материи и формам движения соответствуют особые пространственно-временные свойства. Развитие естествознания подтверждает этот вывод. На смену ньютоновской концепции абсолютного пространства и абсолютного времени, внешних по отношению к материальным образованиям, пришла теория относительности Эйнштейна, которая доказала связь пространственно-временных характеристик с движением и массами материальных тел.

Таким образом:на основе категории бытия и материи в философии дается самая общая характеристика мироздания

Контрольные вопросы:

1. На какие представления обыденного сознания опирается философская категория «бытие»?

2. Кто впервые поставил проблему бытия в истории философии? С какими историческими причинами это было связано?

3. Чем отличается понимание бытия у Парменида и Гераклита?

4. В чем разница в понимании бытия в период средневековья и в Новое время?

5. В чем разница понимания бытия субъективными и объективными идеалистами?

6. В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: монизм, дуализм, плюрализм. Охарактеризуйте их.

7. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Дайте определение – что такое картина мира?

8. В чем особенности религиозной, научной, философской картины мира?

9. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция?

10. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира.

11. В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:монизм, дуализм, плюрализм. Охарактеризуйте их.

12. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Дайте определение – что такое картина мира?

13. В чем особенности религиозной, научной, философской картины мира?

14. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция?

15. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира.

16. Объясните схему и назовите философов. (Схемы взяты из – Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. СПб, 2005. 304 С. )

Основные термины:

Онтология –(от греч. on, род. падеж ontos — сущее и логия— слово, учение), учение о быти; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

Субстрат -(от позднелат. substratum — основа, букв.— подстилка), общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

Так, в биологии в качестве субстрата различных процессов могут рассматриваться молекулы ДНК и РНК, белковые вещества и т.д. Ясно, что понятие субстрата неадекватно при анализе сложных форм процессов. Так, уже биологические объекты обладают свойствами, не выводимыми из свойств образующего их субстрата. Тем более социальные объекты имеют свойства, не сводимые к их субстратной основе.

Субстанция - (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Движение –как философская категория — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, в природе, обществе, мышлении; всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.