Статьи для обсуждения

1. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время// Вопросы философии, 1998, № 10.

2. Бандурковский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологий» Фомы Аквинского // Вопросы философии,1997, № 9.

3. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.

 

Вопросы для обсуждения

- Чем отличается теология от философии?

- Почему средневековую философию называют схоластикой?

- Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

- Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в настоящее время?

- Почему идеи Н. Коперника и Дж. Бруно встретили сопротивление церкви?

Литература

1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.

2. Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник. М., 1988.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

5. Мир философии. М., 1991. Ч.1.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб., 1994. Т.2.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

8. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

 

Тема 4. Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля) (4 часа)

 

1. «Коперниканский переворот» в картине мира. Влияние на развитие философии идей Коперника, Галилея, Ньютона.

2. Поиск методов познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Рационализм и эмпиризм в новоевропейском мышлении.

3. Целесообразность бытия общества – предмет философии Просвещения.

4. Теория познания и этическая концепция И. Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Опорные понятия темы

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, идолы познания, принцип cogito, прогресс, нравственный категорический императив, законы диалектики.

 

Статьи для обсуждения

1. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.

2. Лифшиц М. Эстетика Гегеля и современность//Вопросы философии. 2001. № 11.

 

Вопросы для обсуждения

- В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.

- Раскройте особенности индуктивного и дедуктивного методов познания.

- Прокомментируйте положение Р.Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола.- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

- Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?

- Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы можно подобрать к этому понятию?

 

Литература

1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII-- начала XIX века. М., 1989.

3. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.

4. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.

5. Ильин В.П. Философия в схемах и комментариях. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.

6. Канныкин С.В. Философия Часть 1. Конспект лекций по истории философии. - Старый Оскол: ТНТ, 2007. - 424 с.