Содержание модуля.

Тема № 1. История развития отечественной археологии (с конца XVIII в. до 1917 г.(лекция 2 академических часа).

Цели: рассмотреть историю развития отечественной археологии с конца XVIII в. до 1917 г.

Задачи: рассмотреть основные этапы развития отечественной археологии с конца XVIII в. до 1917 г; проанализировать основные направления археологических исследований, деятельность наиболее выдающихся археологов, их вклад в развитие методологии и методики археологического исследования.

План:

1. Археологические учреждения (музеи, общества, Императорская Археологическая Комиссия, Ученые Губернские Архивные Комиссии и т.д.).

2. Основные направления археологических исследований. Формирование античной и скифо-сарматской, первобытной, славяно-русской археологии и археологии Кавказа, Средней Азии, Сибири и т.д.

3. Ведущие российские археологи.

4. Археологические съезды. Основные археологические издания.

Ключевые термины: археологические памятники, научные исследования, методы археологического исследования.

 

Тема № 2. Отечественная археология в советский и постсоветский период(практическое занятие – 4 академических часа).

Цели: рассмотреть историю отечественной археологии в советский и постсоветский период.

Задачи: рассмотреть основные этапы развития археологии в СССР и постсоветской России; выделить успехи и просчеты в развитии археологической науки на разных этапах; рассмотреть изменения в методах археологических исследований в конце XX в начале XXI вв.

План.

1. Переход науки с конца 20-х годов на марксистскую философскую основу. Успехи и просчеты в развитии археологии, концепция стадиальности, автохтонизм,

2. Довоенные и послевоенные полевые исследования и открытия (Хорезм, Новгород, Костёнки и т.д.). Достижения и ошибки в организации науки, проблемы в развитии теории и методики.

3. Археология в СССР в 60-80-е гг.

4. Постсоветский период. Широкое внедрение методов естественных наук, компьютеризация.

 

Тема №3. Зарубежная археология(практическое занятие – 4 академических часа)

Цели: рассмотреть основные этапы истории развития зарубежной археологии; основные научные направления и школы.

Задачи: рассмотреть основные концепции методологии и методики археологического исследования, предложенные наиболее выдающимися зарубежными учеными XIX- первой половины XX вв.; рассмотреть сущность и значение «новой археологии» и постпроцессуальной археологии.

План:

1.Система «трех веков» К.-Ю.Томсена и И.Я.Ворсо. Классификация Г. де Мортилье, О.Монтелиуса, Ж.Дешеллета, Питт-Риверса и др.

2.Развитие древневосточной (Египет, Месопотамия), античной (классической) и первобытной археологии в Западной Европе.

3.Научные направления и школы, основные археологические учреждения и научные проекты в XIX – первой половине XX вв. Вир Гордон Чайлд. Культурно-историческая школа в США и Европе. Открытие крито-микенской цивилизации (Г.Шлиман, А.Эванс).

4.«Новая археология» на Западе, ее теоретические и методические основы.

5. Пост-процессуализм (роль Англии как основного центра теоретических изысканий в области археологии).

 

 


 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
подготовка к практическим занятиям по основным вопросам Оценивается по 100 балльной шкале 100 Баллов выставляется, если студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет вопроса, содержательно изложить теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. 60 баллов выставляется, если студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет содержательно изложить, теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. Однако были допущены некоторые ошибки 50 Баллов выставляется, если литературы, студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет реферата, содержательно изложить теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. Однако в допущено несколько ошибок фактического характера. Менее 50 балловвыставляется, если студент не смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет, содержательно изложить теоретический материал и сопроводить его эмпирическими примерами, содержится большое количество фактических ошибок
подготовка к практическим занятиям по темам докладов (докладчик заранее определяется преподавателем)   Оценивается по 100 балльной шкале