Тема №9: Наркотические анальгетики. Ненаркотические анальгетики -3.
2. Цель: Дать представления и возможность получить знания о фармакокинетических и фармакодинамических особенностях наркотических и ненаркотических анальгетиков
3.Задачи обучения:
1. Рассмотреть механизмы анальгезирующего действия наркотических и ненаркотичских анальгетиков
2. Ознакомить с основными фармакологическими эффектами наркотических и ненаркотических анальгетиков
3. Обратить внимание студентов на особенности свойств отдельных препаратов в сравнительном аспекте
4. Основные вопросы темы:
1. Анальгезия. Определение, клиническое значение. Виды анальгетиков.
2. Классификация наркотических анальгетиков.
3. Механизм анальгезирующего действия наркотических анальгетиков.
4. Фармакологические эффекты морфина. Эффекты, обусловленные влиянием на ЦНС, на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт.
5. Показания к применению наркотических анальгетиков (на примере морфина), побочные эффекты.
6. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению. Понятие о нейролептоанальгезии.
7. Острое отравление наркотическими анальгетиками и основные принципы его фармакотерапии. Антагонисты наркотических анальгетиков.
8. Лекарственная зависимость, клинические проявления.
9. Классификация ненаркотических анальгетиков.
10. Механизм анальгезирующего действия ненаркотических анальгетиков
11. Фармакологические эффекты, показания к применению, побочные и токсические эффекты ненаркотических анальгетиков.
5. Методы обучения и проведения занятия: устное собеседование, выполнение тестовых заданий, выписывание рецептов, решение ситуационных задач, работа в малых группах, составление протокола практического занятия.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2010.- 734 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2004.-452с.
Дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2011.-516 с.
2. Шайдаров М.З. и др. Основы фармакологии с рецептурой, учебник.- Астана. – 2011. – 352 с.
3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.
4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2010.- 1216 с.
5. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 2008.- 1043с...
6. Клиническая фармакология /Под ред. В.Г.Кукеса/- М.: Изд-во ММА, 2009.-760с.
7. Яковлев В.П., Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.
На казахском языке:
Основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Перевод на каз. язык. 2009.- 451 с.
На английском языке:
Основная:
1. PadmajaUdaukumar. Textbook of Medical Pharmacology. New Dehi, 2009, Second Edition, 558 p.
2. Rang H.P., Dale M.M. Pharmacology.-Edinburgh. 2012, 830 p.
7.Контроль: устный опрос, контрольный билет (выписывание рецептов, алгоритм, определить препарат по фармакологическим характеристикам), составление протокола практического занятия.
Препараты для выписывания рецептов:
1. Промедол – Promedolum (2% р-р в амп. по 1 мл)
2. Парацетамол – Paracetomolum (таб. 0,2 №10; сироп 2,4% по 100 мл)
3. Кеторолак – Ketorolacum (таб. по 0,01 №20)
4. Баралгин – Baralgin (таб. №10)
5. Трамадол – Tramadolum (5% р-р в амп. по 1 мл)
6. Налоксона гидрохлорид – Naloxoni hydrochloridum (0,04 % р-р в амп. по 1мл)
Дать характеристику препаратам:
Тримеперидин (промедол), Фентанил, Кодеин, Налоксон, Кеторолак, Баралгин.
Протокол практического занятия:
Группы | Агонисты опиоидных рецепторов (природные наркотические анальгетики) | Антагонисты опиоидных рецепторов | Ненаркотические анальгетики (ацетаминофен, трамадол) |
Классификация по МНПН | |||
Механизм действия | |||
Фармакологические эффекты | |||
Показания к применению | |||
Побочные эффекты | |||
Противопоказания и отравление |