В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Автореферат
Образовательная программа подготовки бакалавра
Направление подготовки 040400 (Социальная работа)
Научный руководитель:
ХХХХХХХХХХХХХХХ,
кандидат педагогических наук,
доцент
Санкт-Петербург
20_
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Российского Государственного педагогического университета им.А.И. Герцена.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент ХХХХХХХХХХХХХХ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме социального сопровождения семей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы социального сопровождением семьи в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время социальная работа с семьей активно реализуется через систему районных центров социального обслуживания, где осуществляется социальная защита семьи, решаются ее многообразные проблемы. На уровне этих центров социальная работа с семьей представлена глубоко и разнообразно, но важнейшим институтом социализации ребенка, который непосредственно взаимодействует с семьей, выступает образовательное учреждение. К сожалению, на сегодняшний день, специалисты по социальной работе включены в сферу образования только на уровне школы, при этом в дошкольном образовательном учреждении таких специалистов нет.Тем не менее, социальная работа с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения представляется нам важным направлением социальной работы.
Несмотря на то, что данное направление исследований сегодня активно развивается, оказывая влияние на теорию и практику социальной работы, не все ее аспекты представлены достаточно полно.
Особенно актуальным представляется необходимость методико-технологической разработки процесса социального сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом конкретной ситуации и конкретных особенностей клиента. Данные положения и определяют исследовательскую проблему.
Объект исследования- социальная работа с семьями, имеющих детей дошкольного возраста
Предмет исследования-особенности социального сопровождения семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Цель исследования - проектирование маршрута социального сопровождения семей воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения как средства повышения эффективности социальной работы
Гипотеза исследования- эффективность социальной работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения может быть оптимизирована, если будет разработан маршрут социального сопровождения с учетом социальных проблем семьи.
Задачи исследования-
1. Охарактеризовать семью как социальный институт общества;
2. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с семьей;
3. Выявить содержание и формы социальной работы с семьями дошкольников;
4. Провести диагностику социальных проблем семей дошкольников в условиях ДОУ;
5. Разработать маршрут социального сопровождения семей, воспитанников ДОУ с учетом диагностики для оптимизации социальной работы с семьей в ДОУ;
Практическая значимость исследования–результаты исследования могут быть использованы в практике специалистов работающих в дошкольном образовательном учреждении для оптимизации работы с семьями воспитанников.
База исследования – Дошкольного Образовательного Учреждения №38 города Санкт – Петербурга
Структура работы - Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список используемой литературы, который насчитывает 52 источника. Есть приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, выдвинута гипотеза, раскрыта практическая значимость работы.
В первой главе -проанализированы теоретические аспекты социальной работы с семьей, нормативно-правовые основы социальной работы с семьей, рассмотрены подходы различных авторов к характеристике семьи как социального института, типология семьи и специфика социальной работы с семьями дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа с семьями в условиях дошкольного образовательного учреждения» представлены результаты диагностикисоциальных проблем семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.На основе полученных данныхбыли выявлены три категории семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, что убедило нас в необходимости индивидуализации последующей социальной работы. По результатам диагностики был разработан проект социального сопровождения семей, целью которого являлась оптимизация социальной работы на основедифференцированного социального сопровождения. В тексте главы представлены материалы частичной апробации проекта: маршрут индивидуального сопровождения неблагополучной семьи.
В заключенииподводятся итоги проведенного исследования, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы социального сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения.