Рекламное агентство «Компас»
«Компас» – рекламное агентство с персоналом в несколько сот человек. Оно осуществляет следующие виды услуг:
• информационное обеспечение различных рекламных и массовых мероприятий (афиши, плакаты, листовки и т. п.);
• планирование рекламных кампаний в средствах массовой информации (СМИ);
• маркетинговые исследования рекламных мероприятий.
Доход агентства составляют 5%-е выплаты от прибыли СМИ или прямая оплата услуг. Организационная структура агентства представлена на рис. 4. Как показано на схеме, «Компас» подразделяется на три основные части: творческое, маркетинговое, отчетно-финансовое отделения. Все они укомплектованы квалифицированными сотрудниками.
Рис. 4. Схема организационной структуры рекламного агентства «Компас»
Творческое отделение, в свою очередь, подразделяется на 4 отдела: сценарный, художественно-иллюстрационный, газетно-журнальной и телерадиорекламной продукции.
Маркетинговое отделение сосредоточивает усилия на отборе и оценке средств массовой информации, в которых можно организовать рекламную деятельность. Оно подразделяется на 3 отдела: массовой информации, торговли, исследовательский.
Отчетно-финансовое отделение является посредником между клиентами и агентством. Оно осуществляет также распределение работ по отделам, выдает сообщения о результатах работы персонала (анализирует работу в организации).
В определенный момент в агентстве возник ряд проблем, связанных с внутренним взаимодействием. Например, отчетно-финансовое отделение являлось центром, через который проходили все контакты с клиентурой, но на практике стала осуществляться все более прочная связь между персоналом других двух отделений и их клиентами. Другой проблемой стали разногласия между сотрудниками отчетно-финансового отделения и творческого и маркетингового отделений. Причина разногласий – критерий оценки работы.
Например, реклама, созданная в творческом отделении, могла удовлетворять потребности клиента, но считалась неинтересной с точки зрения коллег из отчетно-финансового отделения. Или же маркетинговые исследования, по мнению коллег, считались высокопрофессиональными, но в то же время не удовлетворяли клиентов.
Стоит также отметить, что произошли определенные изменения во внешней среде организации: усилилась конкуренция, изменились потребности клиентуры – из относительно стабильной внешняя среда становилась все более изменчивой и непредсказуемой.
Таким образом, перед менеджерами агентства встала задача провести реорганизацию с целью повышения адаптивности и обеспечения более согласованной и эффективной работы. В результате вместо трех отделений появились мини-компании. Персонал был разбит на клиентурные отделы и размещен в разных частях здания агентства.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные организационные элементы.
2. Назовите основные характеристики бюрократической модели Вебера. Подробно опишите сильные и слабые стороны бюрократической модели.
3. Критически проанализируйте функциональную и продуктовую департаментализации.
4. Чем отличаются ситуационный, экологический подходы и теория научения?
5. Каким образом можно применить к организации ситуационный, экологический подходы и теорию научения?
6. Дайте характеристику типов научающихся организаций.
7. Каким образом реализуется матричная структура? Чем отличается руководитель проекта от традиционного функционального менеджера?
8. Дайте краткие определения сетевой и виртуальной схем построения организации.
9. В чем достоинства горизонтальной схемы построения организации? Каковы отличия горизонтальной схемы от традиционной?