Организация торгов, участники торгов, выбор генерального подрядчика
Основным руководящим документом по организации и проведении подрядных торгов является Указ Президента Республики Беларусь № 58 от 7 февраля 2005 г.«О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь», и другие нормативные документы.
Подрядные торги это форма размещения заказов на строительство объектов, предусматривающая выбор подрядчика, исполнителя, поставщика на основе конкурса.
Выбор подрядчика осуществляется:
- для объектов, по которым согласно законодательству Республики Беларусь проводятся подрядные торги, — по их результатам;
- для объектов, по которым не проводятся подрядные торги, — по усмотрению заказчика.
Объектом строительства является здание, сооружение или инженерная система, на строительство (расширение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство или ремонт) которых разрабатывается проектная документация.
Рис. 2.1 Структура строительной отрасли.
Проведение торгов является обязательным при размещении заказов на строительство объектов, финансируемых:
- за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, - при стоимости строительства объекта 3000 базовых величин и более;
- за счет иных источников, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 58 не допускается финансирование строительства объектов в случае непроведения подрядных торгов при установленных пороговых величинах.
Непроведение подрядных торгов при размещении заказов на строительство объектов, финансируемых из бюджетных источников (при стоимости строительства объектов 3000 базовых величин и более) и иных источников (при стоимости строительства объектов 50 000 базовых величин и более) или несоблюдение порядка их проведения влечет наложение штрафа.
Открытые торги проводятся при размещении заказов на строительство объектов (кроме объектов специального назначения) финансируемых:
- за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;
- за счет иных источников, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.
Проведение открытых торгов предусматривает, что организатор торгов обязан оповестить о проведении торгов путем размещения извещения в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение.
Закрытые торги проводятся при размещении заказов по объектам строительства специального назначения, по которым заказчику заранее известен круг специализированных организаций, имеющих соответствующие специальные разрешения (лицензии).
Проведение закрытых торгов осуществляется с учетом следующих особенностей:
- извещение о проведении закрытых торгов и сообщение об их результатах не публикуются;
- организатор торгов самостоятельно определяет перечень претендентов, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в торгах.
Выбор генерального подрядчика осуществляется конкурсной комиссией, основе анализа предложенных каждым претендентом ожидаемых показателей строительства конкурсного объекта:
- продолжительность строительства;
- стоимость строительства;
- гарантии качества строительства;
- другая вспомогательная информация.
Основные участники подрядных торгов и их функции
В организации и проведении торгов участвуют: организатор торгов, конкурсная комиссия, претенденты, специалисты и наблюдатели.
Организатор торгов (его руководитель) осуществляет следующие функции:
- принимает решение о размещении заказа на основе торгов;
- назначает ответственное лицо за проведение торгов, создает конкурсную комиссию, определяет их полномочия;
- обеспечивает разработку и утверждает конкурсную документацию, предоставляет ее претендентам в установленном порядке;
- размещает извещение о проведении торгов либо направляет приглашения претендентам, размещает сообщение о результатах открытых торгов.
При наличии нескольких инвесторов, финансирующих один объект, функции по организации торгов возлагаются совместным решением на одного из них и оформляются протоколом.
В случаях, когда в качестве организатора торгов выступают инженерные организации, их права, обязанности и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств сторон определяются договором.
Одна и та же инженерная организация одновременно не может выступать в качестве организатора торгов и быть претендентом на тех же торгах или оказывать услуги их претендентам.
Организатор торгов вправе проводить предварительный квалификационный отбор претендентов. В этом случае в извещении о торгах приводятся данные о сроках проведения предварительного квалификационного отбора претендентов.
Процедура предварительного квалификационного отбора претендентов проводится конкурсной комиссией и включает:
- приглашение претендентов, подавших заявку на участие в торгах, на предварительный квалификационный отбор для установления возможности последующего их участия в этих торгах;
- подготовку перечня показателей, критериев для квалификационного отбора, их рассылку;
- рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от претендентов запрашиваемых данных, их анализ и обобщение, вынесение решения о дальнейшем участии претендентов в торгах.
Конкурсная комиссия – постоянный или временный орган, создаваемый организатором торгов для их проведения и определения победителя. Руководство комиссией осуществляет ее председатель.
При размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь в работе конкурсной комиссии могут принимать участие (с их согласия) работники Комитета государственного контроля (в качестве наблюдателей), инспекции департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства.
При размещении заказов, финансируемых за счет средств внешних государственных займов, для строительства объектов за рубежом к работе конкурсной комиссии могут привлекаться (с их согласия) специалисты Министерства иностранных дел.
Полномочия специалистов, участвующих в качестве наблюдателей при проведении торгов, определяются органами, которые направляют этих лиц для участия в торгах.
Претендент – это лицо, принимающее участие в торгах или неконкурсной процедуре на строительство объекта, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и представившее свое предложение по предмету заказа.
Претендентами в зависимости от предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные, инженерные организации, поставщики.
Претендент при участии в торгах:
- получает у организатора торгов конкурсную документацию;
- разрабатывает конкурсное предложение, соответствующее условиям торгов, и направляет его организатору торгов;
- присутствует на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов.
Специалисты и наблюдатели–лица, обеспечивающие соблюдение законности при проведении торгов. В качестве наблюдателей работе конкурсной комиссии могут принимать участие (с их согласия) работники Комитета государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства.