Занятие 10. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии
Контрольные вопросы:
1. Объясните различия между понятиями «сложный дефект» и «сложная структура нарушения развития» у ребенка.
2. Какие причины могут привести к сложному нарушению развития у ребенка?
3. В чем различие сложного и осложненного нарушения развития?
Задания:
1. Опишите причины личностного отставания в развитии слепоглухих детей.
2. Охарактеризуйте особенности ощущений и восприятия у детей с ДЦП и нарушением зрения.
Занятие 11. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей
Контрольные вопросы:
1. Что называют специальными условиями для получения образования?
2. Какие существуют проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии?
3.Чем отличается урок в специальной (коррекционной) школе от урока в массовой образовательной школе?
Задания:
1. Назовите особенности обучения и воспитания в ДОУ.
2. Подберите игры и упражнения, при помощи которых можно скорректировать психические процессы у детей дошкольного возраста с аномалиями в развитии.
Занятие 12. Девиантное (отклоняющееся) поведение как психолого-педагогическая проблема
Контрольные вопросы:
1. Какова взаимосвязь педагогической запущенности, трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков?
2. Какие неблагоприятные факторы, инициирующие возникновение неврозов, психопатий, патологических реакций?
3.Чем отличаются акцентуации и психопатии? Какова роль акцентуаций характера в формировании девиантного поведения подростков?
Задания:
1. Разработайте программу коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
2. Перечислите основные методы работы с учащимися с девиантным поведением.
Занятие 13. Проблема компенсации функций как центральный вопрос специальной педагогики и психологии. Компенсаторные механизмы психики
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют биологические и социальные факторы компенсаторных процессов?
2. Какие условия способствуют успешности компенсации функций?
3. В чем суть медицинской абилитации и реабилитации?
Задания:
1. Перечислите уровни компенсации психических функций.
2. Проанализируйте концепции различных отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и др.) о роли компенсации функций в жизнедеятельности человека.