Повреждения высоковольтных реле.
Электровозы постоянного тока. Большая часть реле, подключенных к цепи тяговых двигателей, имеет многовитковые катушки из проволоки с малой площадью сечения (реле боксования, рекуперации, повышенного и низкого напряжения). Одно из характерных повреждений этих реле — нарушение цепи проводов обмотки катушек. В таких случаях у реле низкого напряжения закорачивают контакты, а у реле рекуперации и повышенного напряжения контакты изолируют. Применять рекуперативное торможение после этого нельзя.
Таким же образом при необходимости изолируют и контакты реле боксования. Залипание якоря реле боксования иногда происходит не при повреждении реле, а является результататом неправильного подбора сопротивлений «моста» или значительного расхождения характеристик двигателей, а также различия в диаметрах колес колесных пар тех двух двигателей, якоря которых входят в «мост». В этом случае для прекращения подачи песка под колеса непрерывной струей необходимо перекрыть кран, отключив клапан песочницы, а подачу песка при необходимости производить с помощью механического привода. На лампу РБ после этого перестают обращать внимание (в ночное время ее стекло заклеивают).
Реле перегрузки тяговых двигателей имеют катушки из провода с большой площадью сечения. Обычно они из строя не выходят; чаще приходится сталкиваться с нарушением регулировки реле в результате износа подвижных частей. На электровозах ВЛ10, ВЛ10У при такой неисправности сигнал реле не учитывают, а руководствуются показаниями амперметров. Контакты этих реле, в цепи катушек вентилей контакторов ослабления возбуждения, замыкают, а в цепи сигнальных ламп РП изолируют.
Нормальное действие дифференциального реле иногда нарушается в результате перегорания или междувиткового замыкания низковольтной катушки, а также неисправности контакта. В любом случае контакты реле можно закоротить, а тяговые двигатели достаточно надежно будут защищены быстродействующим выключателем. Однако, во время ведения поезда, особое внимание нужно обращать на показания сигнальной лампы реле перегрузки; при ее загорании немедленно выясняют причины, для чего переходят на параллельное соединение двигателей, так как на последовательном и последовательно-параллельном соединениях при коротком замыкании в одном из двигателей ток может не достигнуть значения, на которое отрегулирован быстродействующий выключатель;
если ток не достигает у ставки БВ, то при длительном действии он может вызывать сильные повреждения двигателей или аппаратов.
При повреждении дифференциального реле вспомогательных цепей и закорачивании его блокировки защиту осуществляет предохранитель. Если повреждено реле контроля защиты, при опущенном токоприемнике восстанавливают цепь высоковольтной катушки защитного вентиля, замыкая провода, подходящие к катушке РКЗ; при обслуживании электровоза необходимо строго выполнять требования правил техники безопасности.
При повреждении катушек, изломе контактов промежуточных реле во многих случаях допустимо замыкать их контакты принудительно, однако лучше постараться восстановить работоспособность реле. Контроль за работой данного узла электрических цепей следует усилить.
Повреждение реле перегрузки тяговых двигателей маловероятно, однако если оно все же произошло, то контакты реле приводят в положение, обеспечивающее нормальное действие цепей управления; силовая цепь катушки должна допускать нормальное протекание тока тягового двигателя, но если она повреждена настолько, что цепь восстановить невозможно, то двигатель отключают. Также поступают и при повреждениях блока дифференциальных реле, конечно, предварительно убедившись прозвонкой, что в силовой цепи тяговых двигателей (включая и цепь выпрямителей) повреждение отсутствует.
При неисправности тепловых реле вспомогательных машин по возможности не включают данную машину или соединяют силовые провода в обход поврежденного реле; защиту осуществляют вторым реле данной машины, общим защитным аппаратом вспомогательных цепей. Следование электровоза допустимо только до ближайшего депо.
Повреждения контроллера. Они встречаются сравнительно редко; все же бывают случаи обледенения контактов, замыкания контакторных элементов друг с другом (вследствие выпадания валиков подвижных частей или обрыва гибких шунтов) и заклинивания валов. Обледенение, контактов устраняют неоднократным поворотом соответствующей рукоятки или зачисткой стеклянным наждачным полотном, а предупреждают обледенение поддержанием
равномерной температуры в кабине. Замыкание контакторных элементов друг с другом обнаруживают по нарушению нормальной последовательности срабатывания аппаратов. В пути следования такую неисправность устраняют, устанавливая между элементами тонкую изоляционную перегородку из картона или текстолита.
В случае заклинивания одного из валов (рукояток) переходят на управление из другой кабины. В неисправном контроллере ставят изоляционные прокладки между контактами всех контакторных элементов (картонные полоски и т. п.).
Нарушение регулировки, т. е. несовпадение положения рукоятки с положением вала, у контроллеров электровозов постоянного тока устраняют в депо, сдвигая зубчатый сектор привода основного вала по отношению к кулачковому упору регулировочного устройства.