Повреждения высоковольтных реле.

Электровозы по­стоянного тока. Большая часть реле, подключенных к цепи тяговых двигателей, имеет многовитковые катушки из проволоки с малой площадью сечения (реле боксования, рекуперации, повы­шенного и низкого напряжения). Одно из характерных поврежде­ний этих реле — нарушение цепи проводов обмотки катушек. В таких случаях у реле низкого напряжения закорачивают контакты, а у реле рекуперации и повышенного напряжения контакты изолируют. Применять рекуперативное торможение после этого нельзя.

Таким же образом при необходимости изолируют и контакты реле боксования. Залипание якоря реле боксования иногда про­исходит не при повреждении реле, а является результататом не­правильного подбора сопротивлений «моста» или значительного расхождения характеристик двигателей, а также различия в диа­метрах колес колесных пар тех двух двигателей, якоря которых входят в «мост». В этом случае для прекращения подачи песка под колеса непрерывной струей необходимо перекрыть кран, отклю­чив клапан песочницы, а подачу песка при необходимости про­изводить с помощью механического привода. На лампу РБ после этого перестают обращать внимание (в ночное время ее стекло заклеивают).

Реле перегрузки тяговых двигателей имеют катушки из провода с большой площадью сечения. Обычно они из строя не выходят; чаще приходится сталкиваться с нарушением регулировки реле в результате износа подвижных частей. На электровозах ВЛ10, ВЛ10У при такой неисправности сигнал реле не учиты­вают, а руководствуются показаниями амперметров. Контакты этих реле, в цепи катушек вентилей контакторов ослабления воз­буждения, замыкают, а в цепи сигнальных ламп РП изолируют.

Нормальное действие дифференциального реле иногда нару­шается в результате перегорания или междувиткового замыкания низковольтной катушки, а также неисправности контакта. В любом случае контакты реле можно закоротить, а тяговые двигатели доста­точно надежно будут защищены быстродействующим выключа­телем. Однако, во время ведения поезда, особое внимание нужно обращать на показания сигнальной лампы реле перегрузки; при ее загорании немедленно выясняют причины, для чего переходят на параллельное соединение двигателей, так как на последователь­ном и последовательно-параллельном соединениях при коротком замыкании в одном из двигателей ток может не достигнуть значе­ния, на которое отрегулирован быстродействующий выключатель;

если ток не достигает у ставки БВ, то при длительном действии он может вызывать сильные повреждения двигателей или аппаратов.

При повреждении дифференциального реле вспомогательных цепей и закорачивании его блокировки защиту осуществляет предохранитель. Если повреждено реле контроля защиты, при опущенном токоприемнике восстанавливают цепь высоковольтной катушки защитного вентиля, замыкая провода, подходящие к ка­тушке РКЗ; при обслуживании электровоза необходимо строго выполнять требования правил техники безопасности.

При повреждении катушек, изломе контактов промежуточных реле во многих случаях допустимо замыкать их контакты при­нудительно, однако лучше постараться восстановить работоспо­собность реле. Контроль за работой данного узла электрических цепей следует усилить.

Повреждение реле перегрузки тяговых двигателей маловероятно, однако если оно все же произошло, то контакты реле приводят в положение, обеспечивающее нормальное действие цепей управ­ления; силовая цепь катушки должна допускать нормальное про­текание тока тягового двигателя, но если она повреждена настолько, что цепь восстановить невозможно, то двигатель отключают. Также поступают и при повреждениях блока дифференциальных реле, конечно, предварительно убедившись прозвонкой, что в сило­вой цепи тяговых двигателей (включая и цепь выпрямителей) повреждение отсутствует.

При неисправности тепловых реле вспомогательных машин по возможности не включают данную машину или соединяют силовые провода в обход поврежденного реле; защиту осуществ­ляют вторым реле данной машины, общим защитным аппаратом вспомогательных цепей. Следование электровоза допустимо только до ближайшего депо.

Повреждения контроллера. Они встречаются сравнительно редко; все же бывают случаи обледенения контактов, замыкания контакторных элементов друг с другом (вследствие выпадания валиков подвижных частей или обрыва гибких шунтов) и закли­нивания валов. Обледенение, контактов устраняют неоднократным поворотом соответствующей рукоятки или зачисткой стеклянным наждачным полотном, а предупреждают обледенение поддержанием

равномерной температуры в кабине. Замыкание контакторных элементов друг с другом обнаруживают по нарушению нормальной последовательности срабатывания аппаратов. В пути следования такую неисправность устраняют, устанавливая между элементами тонкую изоляционную перегородку из картона или текстолита.

В случае заклинивания одного из валов (рукояток) переходят на управление из другой кабины. В неисправном контроллере ставят изоляционные прокладки между контактами всех контактор­ных элементов (картонные полоски и т. п.).

Нарушение регулировки, т. е. несовпадение положения руко­ятки с положением вала, у контроллеров электровозов постоян­ного тока устраняют в депо, сдвигая зубчатый сектор привода основного вала по отношению к кулачковому упору регулировоч­ного устройства.