Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .
Умудренный опытом, он понимал , какую опасность несло распространение
доносительства, тем более на близких родственников - братьев , родителей .
Более того, он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне.
Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями,
обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его
стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д.
Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,
живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а
значит и способно к быстрому и эффективному развитию .
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло
соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .
Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний.
Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде
всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь. Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство , соединив две важные части своего учения .
Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества .
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе .
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о
природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и
дополняет его .
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями ,
пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии .
3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности .
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им жизнеспособность , является принцип “хэ”.
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества . В условиях , когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы :
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .
Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .
Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди
способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это
просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством
доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,
образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей
, от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не
одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее ,
признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный
фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не
доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность
управления и в этом случае неизбежен регресс общества .