Приемка электровоза при смене бригад и в пункте оборота.
Приемка электровоза при смене бригад.
В повседневной деятельности локомотивные бригады имеют значительно меньше времени на приемку, так как ее выполняют на станционных путях в парке отправления, зачастую без отцепки электровоза от поезда. За 20— 30мин, выделяемых обычно на приемку, бригада осматривает и проверяет только самое основное.
Перед тем как приступить к приемке электровоза, машинист узнает у прибывшей бригады, как работали локомотив в целом и его отдельные узлы во время рейса. Если сдающая бригада отмечает, что токоприемники, вспомогательные машины, тяговые двигатели и выпрямительные установки действуют хорошо, машинист уделяет основную часть времени, отводимого на приемку, проверке механического оборудования, подшипниковых узлов и быстрому осмотру аппаратуры, установленной в высоковольтной камере, проверяет наличие пломб на защитной и контрольной аппаратуре.
При любых условиях бригада внимательно осматривает колесные пары, буксы, тормозную и рессорную системы, приемное устройство автостопа и автосцепку, так как от состояния этих узлов в первую очередь зависит безопасность движения, а также проверяет действие песочниц, световых и звуковых сигналов, измерительных приборов и запас песка.
Если во время приемки электровоз не отцепляют от состава, то действие тормозной рычажной передачи проверяют краном вспомогательного локомотивного тормоза. Работу воздухораспределителя электровоза в этом случае контролируют при опробовании тормозов всего поезда. Действие вентиляторов и компрессоров с целью экономии времени проверяют во время пробы тормозов; подачу компрессоров в этом случае точно установить невозможно, так как нельзя отключать тормозную магистраль.
В процессе приемки необходимо периодически проверять давление в главных резервуарах, напряжение аккумуляторной батареи.
Помощник машиниста устанавливает, есть ли на электровозе запас смазочных и обтирочных материалов, принимает сигнальные принадлежности, тормозные башмаки, противопожарный инвентарь и инвентарь по технике безопасности, а также инструмент.
В обязанности помощника машиниста входит проверка состояния подшипниковых узлов колесных пар и тяговых двигателей. По указанию машиниста он может принимать участие в осмотре и других узлов электровоза. В сильные морозы во время приемки помощник периодически продувает влагосборники и маслоотделители пневматических магистралей.
Рели от букс моторно-осевых подшипников в сырую погоду идет пар, а зимой снег на них подтаивает, это указывает на ненормальный нагрев подшипников. Такие подшипники осматривают через верхний люк буксы и перебирают подбивку.
Во время сдачи электровоза машинист прибывшей бригады обычно большую часть отведенного времени осматривает внутрикузовное оборудование. Помощник машиниста в это время пополняет запас смазки, приводит в порядок внутрикузовные помещения и вытирает детали механической части. Если сдающий машинист высказывает замечания о нечеткой работе того или иного узла, то принимающий машинист выделяет время на осмотр этого узла.
Неисправность, обнаруженную в процессе приемки-сдачи, устраняет прибывшая бригада. При невозможности устранить неисправность своими силами принимающий машинист ставит в известность дежурного по депо (пункту оборота) для принятия мер. Прибывший машинист записывает в Журнале технического состояния электровоза, как работал локомотив и какие замечены неполадки. Принимающий машинист читает эту запись и, если было отмечено, что нужен ремонт, проверяет, выполнен ли он, после чего расписывается в приемке электровоза.
Приемка и заправка электровоза в пункте оборота.
Возможны четыре основных варианта обслуживания электровозов бригадой: локомотивная бригада не отдыхает в пункте оборота, а на этом же локомотиве сразу возвращается с поездом обратного направления;
прибывшая в пункт оборота бригада сдает электровоз другой бригаде, а сама после отдыха отправляется в обратный рейс на другом электровозе;
электровоз простаивает, пока отдыхает локомотивная бригада;
пункт оборота служит пунктом подмены бригад: на время отдыха бригады локомотив следует далее с подменной бригадой по укороченному плечу и к моменту окончания отдыха основной бригады возвращается в пункт подмены.
Способ обслуживания определяет характер приемки электровоза в пункте оборота.
В первом и третьем случаях бригада выполняет на приемку, а осмотр, поскольку электровоз был ею уже принят в пункте основного депо. Во время осмотра основное внимание обращают на ходовые части, а также на песочницы, учитывая, что движение электровоза будет в обратном направлении. Из новой кабины опробуют работу токоприемников, световых и звуковых сигналов, действие тормозов и проверяют правильность работы цепей (проверка секвенции).
При отправлении «с оборота» такую упрощенную приемку начинают сразу же по прибытии с поездом прямого направления, когда бригада переходит в другую кабину для следования из парка прибытия в парк отправления; заканчивают приемку уже после прицепки к поезду обратного направления. Если в пункте оборота выполняют экипировку песком, то машинист частично использует это время для более подробного осмотра электровоза, например, проверяет состояние токоприемников. Если электровоз простаивал, пока отдыхала бригада, то его сначала заправляют сжатым воздухом. После подъема токоприемника и наполнения главных резервуаров до давления 0,9МПа выполняют упрощенную приемку, так как по прибытии бригада, прежде чем сдать электровоз дежурному по пункту оборота, его уже осматривала.
Во втором и четвертом случаях локомотив принимают на станционных путях в уже описанном порядке. Иногда электровоз принимают не от другой бригады, а от дежурного по оборотному депо.
В любом случае принимающая бригада вначале просматривает Журнал технического состояния электровоза. Если в нем записаны замечания, то, прежде всего проверяют, устранены ли отмеченные дефекты и как выполнен ремонт. После приемки электровоза машинист расписывается в соответствующей графе Журнала.
Описание действий по подъему токоприемника в случае, когда на электровозе нет сжатого воздуха и его нельзя взять из другого источника.
Подъем токоприемника вспомогательным мотор-компрессором.
На электровозах ВЛ10 (см. рис. 20) для подъема токоприемника таким мотор-компрессором включают кнопки Токоприемники и Токоприемник задний (или Токоприемник передний) в кабине с таким расчетом, чтобы можно было удобно управлять кнопкой Токоприемник на выключателе 83-1 поскольку магистраль токоприемника 45-I короче, чем токоприемника 45-II
Затем закрывают краны 6, 11 на магистралях ВВК и закрывают кран 10 на трубе, идущей к резервуару 19 токоприемника трехходовым краном 9 подключают вспомогательный компрессор к магистрали токоприемника и нажимают кнопку Компрессор токоприемника. После подъема токоприемника включают кнопки управления БВЗ (КВЦ) и кнопки управления основными компрессорами, не прекращая работы компрессора токоприемника, пока давление в главных резервуарах не достигнет 0,4 МПа. Контроль давления по манометру 16 при открытом кране 15. Затем кран 15 закрывают, ручку крана 9 ставят в рабочее положение, а краны 10, 6,11 открывают. При хорошо заряженной батарее краны 6 и 11 можно не перекрывать.
Если заранее был запасен воздух в резервуаре 19, то токоприемник можно поднять без использования вспомогательного компрессора.
Для этого при заранее нажатых кнопках Токоприемники и Токоприемник задний перекрывают краны 6 и 11 и открывают кран 10. После подъема токоприемника включают кнопки управления основными компрессорами и, когда давление воздуха в главных резервуарах станет выше 0,4—0,5 МПа, переставляют ручки кранов 6 и 11 в нормальное положение. Если электровоз должен стоять с опущенными токоприемниками и необходимо на возможно более длительное время сохранить сжатый воздух в резервуаре 19, то поступают так: кран 10 перекрывают и при работающих компрессорах открывают кран 15 до полной зарядки резервуара 19.
Рис. 20. Электропневматическая схема управления токоприемниками электровоза ВЛ10:
1,3 — клапаны токоприемников, 2,9 — краны трехходовые, 4,5,7 — блокировки дверей ВВК и люка на крышу, 6, 10, 11, 15, 18, 20— краны разобщительные, 8 — вентиле защитный, 12 — компрессор вспомогательный, 13 — фильтр, 14 — редуктор понижающий; 16— манометр; 17— клапан обратный, 19— резервуар токоприемника