Манипуляция в политических кампаниях
Управление мотивацией — это такое воздействие на мотивационную сферу человека, когда последний далеко не всегда может оценить степень и характер этого воздействия. Субъект управления как бы вторгается в сознание и подсознание человека, влияет на внутренние ментальные процессы, подчиняя их своим интересам. Вот почему часто управление мотивацией называют манипулированием или манипуляцией.
Однако полное отождествление этих понятий вряд ли оправданно. Скорее их следует рассматривать как общее и частное. Управление мотивацией — это общий процесс, включающий все способы духовного, психологического (в отличие от физического насилия
или угрозы насилия) воздействия субъекта политического управления на мотивационную сферу человека. Манипуляция составляет часть этого общего процесса. Иными словами, есть особые, специфические способы, приемы воздействия на других людей, которые исследует называть манипуляцией. Наша задача — определить их содержание.
Итак, что же позволяет выделить манипуляцию из общего процесса управления мотивацией? Каковы отличительные признаки манипуляционного воздействия? Во-первых, манипулятор склонен скрывать свои истинные цели. Он открыто не объявляет, для кого он добивается голосов избирателей; он не объясняет, что, раскрывая преимущества того или иного законопроекта, он лоббирует интересы определенной олигархической группы. Он хочет, чтобы молодежь пришла на митинг, но предпочитает вместо политической агитации говорить о том, что там-то и тогда-то состоится концерт популярных среди молодежи музыкантов. Фактически манипулятор дезориентирует тех, на кого направлено воздействие. Манипулятор склонен рассуждать о неких высших, всеобщих интересах, хотя его цели вполне конкретны и, как правило, относятся в политике к борьбе за власть и за ее удержание в своих руках.
Манипуляция — это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как говорит Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» (18).
Скрытое воздействие, манипуляцию не надо путать с обманом, с ложной информацией. В книге Е.Л. Доценко «Психология манипуляции» есть такое сравнение: «...кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, амы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман... Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск» (19).
На наш взгляд, есть три способа скрытого воздействия на сознание и подсознание человека: использование технических средств, введение человека в гипнотическое или полугипнотическое состояние, искусное воздействие на ментальные процессы. Кратко остановимся на каждом из них.
Сразу оговоримся, что использование технических средств для скрытого внедрения каких-либо образов в сознание и подсознание людей является незаконным. Однако о существовании таких возможностей политическим менеджерам необходимо знать. Главной особенностью технического способа воздействия на сознание и подсознание является то, что человек не может распознать это воздействие, а следовательно, и противопоставить ему свое критическое суждение.
Известна так называемая технология 25-го кадра, когда вторжение информации в мозг человека не контролируется его сознанием. Виктор Фершт, доктор психологических наук, один из руководителей международной организации «Врачи за права человека», в интервью газете «Известия» 8 февраля 2000 года рассказал, как современные компьютерные технологии позволяют решать проблему создания позитивных ассоциаций и при этом избежать контроля со стороны сознания манипулируемых. «Предположим, — говорил он, — есть задача: превратить какого-то политика в любимца народа. Для этого надо, чтобы в подсознании людей он ассоциировался с -чем-то красивым, приятным, сильным, радостным. Для женщин это может быть цветок. Итак, положительный образ выбран, дальше начинается голая техника. Картинка цветка разбивается на множество фрагментов, их около 3000. Во время телепередачи в каждый кадр с изображением будущего любимца вставляется по одному фрагменту. Он столь мал, что глазом практически не виден. Но фиксируется мозгом. Вот эти 3000 «диверсантов» тайно проникают в подсознание, где и собираются в картинку цветка. Цель достигнута... Аналогично производится обратная операция — дискредитация противника. Его образ политические киллеры связывают в подсознании, например, с плачущим ребенком или с чем-то непристойным, отталкивающим».
Использование суггестивных (внушающих) техник, позволяющих вводить людей в гипнотическое или полугипнотическое состояние, также противоречит принципам демократического общества. Однако . их использованием в том или ином виде приходится сталкиваться достаточно часто. Например, на массовых политических митингах для повышения восприимчивости людей применяются различные техники, повышающие «психологическую температуру» толпы. Подробнее об этом см. главу IX.
Третья группа приемов, используемых для скрытого воздействия за сознание и подсознание людей, является самой распространенной. В основе этих приемов лежит когнитивная леность человека. социальные психологи неоднократно фиксировали в своих экспериментах, что человек является когнитивным лентяем, т.е. он обычно предпочитает принимать готовые формулы и суждения, чем думать самостоятельно и тратить свою психическую энергию на всестороннее осмысление информации.
Искусство манипулятора заключается в том, что он добивается изменения поведения человека не обманывая, а играя на его слабостях. Вот почему мы согласны с теми, кто называет манипуляцию соблазном.
«Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».
Вэтой группе манипулятивных приемов грань между скрытым и открытым воздействием очень условна. Например, если в рекламном политическом ролике кандидат приветливо общается с жизнерадостными детьми, то вполне возможно, что на кого-то этот ролик окажет скрытое воздействие в результате бессознательной фиксации позитивной ассоциативной связи, переноса доброго отношения к детям на позиционируемого кандидата. Но на других людей подобный рекламный трюк может не оказать влияния. Они либо знают о технике создания подобных рекламных уловок, либо заранее критично относятся ко всей информации, касающейся данного кандидата, либо их внимание в момент показа данного ролика по телевидению было сконцентрировано на чем-то другом. Иными словами, их сознание препятствовало проникновению внешнего воздействия.
Каждый человек обладает способностью мыслить, он может критически подходить к любой информации, стремиться к по лучению дополнительных аргументов. Однако он далеко не всегда умело распоряжается этой способностью. Пассивность человека, его нежелание рационально оценивать информацию делают его легкой добычей манипулятора. Манипуляция — это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Ведь манипулятору надо подтолкнуть свой объект к таким действиям, которые подчас противоречат его интересам, не соответствуют его ценностным ориентациям или которые просто не входят в егонамерения. Каким образом онэтого добивается?
Во-первых, он умело использует многовариативность мотивов, способных подтолкнуть человека к определенному действию. Мы уже говорили, что одно и то же действие человек может совершать, руководствуясь разными мотивами. Например, на политический митинг человек может прийти по идейным соображениям, из любопытства, за компанию с другом, чтобы посмотреть на артистов, которые будут выступать перед митингом. Следовательно, чтобы собрать большую аудиторию, совсем не обязательно апеллировать к убежденным сторонникам политической партии, можно включить и другие мотивы, например пообещать выступление популярной музыкальной группы.
Во-вторых, манипулятор хорошо знает, что для каждого человека очень важно, как его воспринимают и оценивают другие люди, и что каждый человек стремится к поддержанию целостности своего Я-образа. Для такого случая у манипулятора в запасе уловка, позволяющая ему играть на указанной слабости людей. «Как может честный человек оставаться в стороне, когда все поднялись на борьбу с.», — и далее следует указание на конкретно зло, с которым просто не может не бороться порядочный человек. Против такого призыва трудно устоять тому, кто хотел бы, чтобы все окружающие считали его честным человеком. Вариации обращения могут быть самыми разными, главное, чтобы они затрагивали важные струнки представлений личности о себе.
Возможно, у кого-то из читателей перечисленные способы манипулятивного воздействия вызовут недоуменную реакцию. Неужели поди, в отношении которых применялись подобные приемы, не -понимали реальной подоплеки обращенных к ним просьб? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Некоторые понимали и, следовательно, не поддавались на провокацию, а другие о том, что они стали объектом манипулятивного воздействия, догадались только спустя некоторое время. Быть может, кто-то и до сих пор находится в неведении... Однако в самом этом вопросе сформулирована еще одна важная проблема — проблема возможностей манипулятора.
Манипулировать, используя в том числе вышеуказанные способы, легче теми людьми, которых хорошо знаешь. В этом случае легче нащупать ту болевую точку в психике человека, в структуре его личности, воздействуя на которую можно изменить его поведение. В политике такими объектами для манипуляции становятся отдельные политики, черты характера которых тщательно изучаются, отслеживаются манера поведения, личные взгляды и представления о самом себе. Способность политического деятеля защитить себя от манипулятивного воздействия во многом определяется его способностью критически воспринимать и оценивать информацию, исходящую из его окружения.
А можно ли манипулировать массами? Многие авторы, пишущие на эту тему, дают на этот вопрос утвердительный ответ. Действительно, в политической истории есть немало убедительных примеров, когда массы поддавались на пропагандистские уловки и поддерживали действия одиозных политиков, когда позволяли вовлекать себя в политическую борьбу, где главной целью были корыстные интересы определенных политических сил.
Кстати, сами массы также в большинстве своем понимают, что во время предвыборной борьбы используются различные манипулятивные технологии. Так, на вопрос ВЦИОМа, насколько широко используются в наши дни во время предвыборных кампаний технологии манипуляции сознанием и поведением избирателей, были получены следующие ответы (в процентах от опрошенных):
очень широко | |
довольно широко | |
не так широко, как об этом говорят | |
их никто не использует, это выдумка журналистов | |
затрудняюсь ответить |
Отметим также, что почти половина россиян верит в эффективность манипулятивных технологий. Так, в том же исследовании ВЦИОМа на вопрос, насколько эффективны предвыборные технологии, т.е в какой мере с их помощью можно манипулировать поведением избирателей, были получены следующие ответы:
очень эффективны | |
довольно эффективны | |
малоэффективны | |
не дают никакого эффекта | |
их никто не использует, это выдумка журналистов | |
затрудняюсь ответить |
Отношение к политической манипуляции в обществе, как правило, резко негативное. Осуждение вызывает сам факт отношения манипуляторов к человеку не как к личности, обладающей самоценностью, свободой выбора, а как к специфическому средству достижения политических целей. Но, несмотря на возмущение общественности, негодующие статьи в прессе, политика без манипуляции невозможна. К услугам манипуляторов прибегают различные политические силы, оправдывая свои действия общественно значимыми целями.
Более того, некоторые авторы считают, что в кризисных ситуациях, в конфликтах манипуляция просто необходима, так как в этом случае либо необходимо добиться очень быстрой реакции, чтобы вывести людей из состояния психологического возбуждения, либо действовать приходится в отношении людей, которые априори настроены против вас (20).
Объектом политической манипуляции становятся, как правило, люди, не имеющие твердых политических взглядов, не обладающие склонностью к критическому мышлению, рациональному объяснению фактов. В основе осуществляемой ими категоризации политических объектов лежат обычно эмоционально воспринимаемые характеристики, а сама категоризация проводится по принципу «нравится — не нравится», «хороший — плохой». Чем больше таких людей в обществе, тем выше будет удельный вес манипулятивных технологий в процессе управления мотивацией в политических кампаниях.