Уход за тяговыми двигателями и вспомогательными машинами.

Тяговые двигатели. Их осматривают, как правило, на ремонтной канаве через верхние и нижние коллекторные люки (рис. 17). При этом у шестиполюсных тяговых двигателей проворачивают траверсу, на которой закреплены щеткодержатели. В отдельных случаях, при острой необходимости, осмотр тяговых двигателей производят через верхние коллекторные люки без постановки подвижного состава на канаву.

Наружный осмотр. Прежде всего, убеждаются в исправ­ном состоянии подводящих кабелей 18, их изоляции, чехлов, проверяют крепление проводов в коробке 19. Трение кабелей и их чехлов о металлические детали недопустимо. Далее проверяют крепление вентиляционных патрубков и убеждаются, что они не имеют порванных или протертых мест, через которые внутрь остова тягового электродвигателя может попасть пыль или влага.

Внутренний осмотр. Перед открыванием крышки кол­лекторного люка необходимо очистить от грязи, пыли или снега наружную поверхность остова тягового двигателя около люка. Иногда внутри остова обнаруживают влагу, пыль или снег. Они могут попасть в машину через не плотности вентиляционной системы, но чаще всего через плохо подогнанные крышки люков. Такой люк закрывают и щупом находят место, где крышка люка неплотно прилегает к остову. Проверить уплотнение можно также с помощью полоски бумаги, которую подкладывают под крышку; крышку закрывают. Если бумажная полоска легко вытягивается из-под крышки, значит, уплотнение плохое, его надо отремонтировать. При обнаружении неисправности нажимных или закрепляющих устройств, крышки люка их ремонтируют или деталь заменяют исправной. После установки новой крышки надо вновь тщательно проверить плотность ее прилегания к коллекторному люку.

Рис. 17. Шестиполюсный тяговый двигатель (компенсационная обмотка не пока­зана):

1 — траверса щеткодержателей, 2 — крышка нижнего люка, 3 — миканитовый конус, 4 — упорное кольцо подшипника 5 — лабиринтовое кольцо, 6 — стопор траверсы; 7 — роликовый подшипник; 8 — крышка подшипника, 9 — вал шестерни привода тра­версы; 10 — шестерня, 11 — подшипниковый щит, 12, 13 — катушка и сердечник глав­ного полюса; 14 — подкладка, 15, 16 — катушка и сердечник дополнительного полюса, 17 — остов двигателя, 18 — подводящий кабель, 19 — коробка выводов, 20 — крышка верхнего люка; 21 — букса моторно-осевого подшипника, 22 — набивка, 23 — осевой подшипник.

Осмотр коллектора. Его поверхность должна быть чистой и гладкой, без следов кругового огня, подгара и подплавов пластин, выплавления припоя из петушков, задиров и забоин. Поверхность медных пластин нормально работа­ющего коллектора имеет темно-ореховый цвет. Наличие цветов побежалости, выплавление припоя петушков свидетельствуют о перегреве коллектора. Изоляция между пластинами должна быть продорожена (углуб­лена) на 0,5—1,5 мм. Глубина продорожки менее 0,5 мм в эксплуата­ции не допускается; предельной является выработка рабочей части коллектора 0,2 мм.

После осмотра двигателя крышки его коллекторных люков устанавливают на место и замки надежно запирают. Необходимо убедиться, что в остове и на наружных частях машины случайно не оставлены инструмент, запчасти, детали. При осмотре тяговых двигателей следует выполнять требования инструкции по технике безопасности: электровоз должен быть затор­можен, все токоприемники опущены, в чем следует убедиться визуально, реверсивная рукоятка снята, кнопочные выключатели заблокированы; на электровозах переменного тока главный выклю­чатель отключен, а высоковольтный ввод тягового трансформатора заземлен.

Перемещение электровоза другим локомотивом в период ос­мотра тяговых двигателей недопустимо; при необходимости проворота якоря с целью осмотра или шлифовки коллектора надо принять дополнительные меры, указанные в инструкции.

Вспомогательные машины. Наружный осмотр этих машин заклю­чается в проверке крепления остовов электрических машин и компрессоров к фундаментам и каркасам, закрепления самих фундаментов, каркасов, выявлении в них трещин. При осмотре вентилятора проверяют прочность закрепления его ступицы на валу двигателя и лопаток на кольцах ротора. У компрессоров проверяют уровень смазки в картере и отсутствие подтекания масла.

Уровень масла у компрессора КТ-6 должен быть в пределах рисок маслоуказателя; периодически проверяют также затяжку бол­тов соединительной муфты и крепление картера редуктора. У мо­тор-насоса трансформатора масло не должно подтекать по уплотне­нию фланца или коробки зажимов.

Уход за электрической частью двигателей вспомогательных машин примерно такой же, что и у тяговых двигателей. Смазку в роликовые подшипники добавляют через один текущий ремонт ТР-1 электровоза. На каждом ремонте ТР-1 осматривают реле оборотов расщепителей фаз, а также ограничители частоты вращения мотор-генераторов. Недопустимо применять сетки коллек­торных люков с повреждениями, замки сеток должны быть надеж­ными. На корпусе машин вблизи люков должны быть надписи «При поднятом токоприемнике не открывать, смертельно».

Запрещается выпуск из депо электровозов хотя бы с одним неисправным тяговым двигате­лем или вспомогательной маши­ной.

К неисправностям в этом случае относят:

- пробой изоляции, обрыв цепи (в том числе хотя бы одного из витков обмотки якоря);

- нарушения коммутации, вызыва­ющие круговой огонь;

- нарушения работы щеточного аппарата;

- раз­мотку бандажей;

- сопротивление изоляции обмоток ниже нормы;

- прожог миканитового конуса или сильное загрязнение его поверхности со следами перебросов дуги; - трещину или скол изолятора кронштейна;

- следы переброса дуги по изолятору (свыше 20 % длины) или следы переброса по пласт­массовому кронштейну щеткодержателя;

- превышение допустимой температуры нагрева подшипников;

- обрыв болтов полюсов;

- отсут­ствие крышки люка или ее ненадежное крепление;

- нарушение крепления остова.

При осмотре вспомогательных машин выполняются те же правила техники безопасности, что и при осмотре тяговых двигателей. Перед осмотром вспомогательных машин следует дождаться полной остановки вращающихся частей, а на электровозах переменного тока — снять емкостный заряд с конденсаторов с помощью заземля­ющей штанги.