Возрастание роли политического менеджмента в современных условиях

Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и им­ператоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важ­ных процессов, получивших бурное развитие в XIX—XX веках.

Первый из них — изменение роли масс в политической жизни обще­ства. Этот процесс очень ярко и образно выразил испанский фило­соф X. Ортега-и-Гассет. «XIX веку, — писал он, — принадлежит слава и ответственность за то, что он выпустил широкие массы на арену ис­тории» (5). На смену обществам, где все решалось аристократичес­ким меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась прежде всего за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где «массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, от­страняют и вытесняют их» (6).

Возрастание роли масс в политической жизни общества было вы­звано ломкой сословных перегородок, размыванием традиционали­стских основ социальной жизни, развитием капиталистической системы хозяйствования. Теперь уже нельзя было управлять масса­ми, ориентируясь на традиции и обычаи, апеллируя к идее божест­венного происхождения государственной власти, нужно было ис­кать новые рычаги воздействия на широкие слои населения. Так, с осознанием факта, что захват и удержание власти перестали опреде­ляться искусством дворцовых интриг, а все в большей степени начинают зависеть от умения привлекать на свою сторону массы, приходило понимание значения особого вида управления, позво­ляющего в новой исторической ситуации решать проблемы власти путем перехода от прямого давления к более скрытым способам воз­действия на людей.

Второй процесс — либерализация и демократизация массового соз­нания.На протяжении двух последних веков можно было наблюдать, как сложно и противоречиво, но вместе с тем неуклонно в сознании многих людей утверждались ценности либеральной идеологии иде­мократии. Чем ближе людям становились идеалы свободы личности, гражданских и политических прав, равенства всех перед законом, по­литического плюрализма и народовластия, тем активнее они сопротивлялись любой форме насилия над личностью. Управление свободным человеком требует особого мастерства. Нужно уметь по­буждать его совершать действия, в которых заинтересован управ­ляющий субъект, и при этом поддерживать у него ощущение свободысвоего выбора, естественности совершаемых им действий.

Особенностью современных индустриально развитых де­мократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических ус­ловий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных
ориентации. Исследование десятков современных стран, проведен­ное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволи­ло сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмо­дерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета» (7). Выявленная тенденция резкого сни­жения в стабильных демократиях действия так называемого ав­торитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуа­лизации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

Третийпроцесс — демократизация обществ.Этот процесс нашел своевыражение в утверждении принципа разделения властей, в вы­борности основных государственных органов, в равенстве всех граж­дан перед законом, в приоритетности прав человека над правами го­сударства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело крезкому сужению институциональных возможностей для произвола инасилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие поли­тические деятели немогли не обратиться к теории и практике поли­тического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс является составной частью демократизации, но мы выделим его особо. Речь идет о введении всеобщего избирательного права.Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повли­ять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является од­ним из самых востребованных видов политического менеджмента.

Пятый процесс — превращение политических партий и общественных организаций,групп интересовв самостоятельныхсубъектов, стремящих­ся играть активную роль на политической арене. Партии, обществен­ные организации, группы интересов в отличие от государства, как уже не раз говорилось, лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Шестой процесс — развитие электронных средств массовой комму­никации.С появлением радио, телевидения резко расширились воз­можности информационного влияния на массы. Современные радио и телевидение позволяют не только информировать людей, но и вли­ять на эмоциональное восприятие информации, формировать массо­вые настроения. Многие приемы, используемые в политическом ме­неджменте для воздействия на политическое поведение, стали возможными именно благодаря радио и телевидению, которые могут многократно усиливать убеждающее воздействие передаваемой ин­формации.

Итак, в XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглаше­ние незыблемости прав и свобод личности, изменение ценностных ориентации населения, выход на политическую арену партий и иных общественно-политических организаций требуют внесения серьезных коррективов в способы достижения политических це­лей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым реалиям.

    ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ    
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ   Повышение роли масс в политике   Утверждение ценностей либерализма и демократии в массовом сознании   Утверждение принципов демократии и правового государства в практике политических властеотношений   Превращение партий, групп интересов в активных субъектов политической жизни   Введение всеобщего избирательного права    
Обострилось противоречие между объективно назревшей потреб­ностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения эффективного управления делами общества, согласования интересов различных социальных групп и слоев — с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений — к политическому менеджменту.

 

           
   
     
 

 

 


Рис. 1. Социальные предпосылки повышения роли политического менеджмента

Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффектив­ность государственного управления без репрессивного механизма санкций (см. рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для это­го дополнительные, технические возможности.