Основные сведения о смазывании трущихся частей.
Смазочные материалы в узлах трения применяют, чтобы уменьшить износ деталей этих узлов, повысить срок их надежной работы, снизить расходы по ремонту или замены.
В настоящее время все больше появляется таких узлов, в которых взаимное перемещение деталей происходит при минимальном расходе смазки или она вообще не нужна. Так, на электровозах ВЛ10, ВЛ10У применена поводковая система соединения букс с рамой тележки, при которой не требуется смазка. Применение промежуточных деталей из марганцовистых сталей в системе рессорного подвешивания сводит расход смазки до минимума или вообще отпадает надобность в смазывании. На современных электровозах в узел опор кузова или не требуется добавлять смазку, или расходы смазки незначительны.
С переходом на угольные и металлокерамические вставки полозов токоприемников или на твердую их смазку резко снизились расходы по замене, как самих вставок, так и контактного провода.
При обслуживании электровозов в трущихся узлах автосцепки (кроме узла розетки) применять смазочные материалы не рекомендуется вообще. При заливке в кожуха зубчатой передачи смазки выше нормы возрастает сопротивление зубчатой передачи, возможен выброс смазки через уплотнение наружу, что приведет не только к повышенному ее расходу, но и к загрязнению всех деталей и железнодорожного полотна. Кроме того, при повышенном количестве смазки наблюдается накопление грязи и песка в самих трущихся деталях, что только ускоряет износ.
Загрязнение полотна железной дороги приводит к необходимости периодически очищать щебень, в противном случае путь постепенно заболачивается, начинает «слабнуть», кроме того, он становится токопроводящим, что нарушает действие автоблокировки и повышает электролиз близлежащих трубопроводов. В роликовых подшипниках избыток масла вызывает ее нагрев, ухудшение свойств и вытекание смазки через лабиринтовые уплотнения наружу. У электрических машин это может вызвать загрязнение изоляционных поверхностей и выход их из строя. Таким образом, избыток смазки так же вреден, как и ее недостаток. Нормы расхода смазки приведены в инструктивных указаниях заводов — изготовителей локомотивов и местных предписаниях.
В некоторых случаях смазка служит для получения антикоррозионных покрытий (хромированные поручни, выводные зажимы и перемычки аккумуляторов).