Меры предупреждения и прекращения боксования.

Предотвратить боксование значительно легче, чем прекратить его. Чтобы предотвратить боксование, применяют песок для повышения сцепления колес с рельсами, особенно при влажной и загрязненной поверхности. Подавать песок следует часто, но малыми порциями, т. е. импульсно. Длительная подача песка приводит к ухудшению условий качения колесных пар электровоза и вагонов поезда, т. е. к такому увеличению сопротивления движению, которое не может быть компенсировано увеличением силы тяги электро­воза, обусловленным восстановлением сцепления его колес с рель­сами.

Подавать песок нужно при входе в кривую и проследовании ее на прямых участках пути в сырую и снежную погоду, при из­морози, гололеде, листопаде, торфяной и угольной пыли на рель­сах, особенно при больших токах двигателей. При боковом ветре подачу песка усиливают. Когда поезд подходит к месту, где воз­можно возникновение боксования, целесообразно применить вспо­могательный локомотивный тормоз одновременно с подачей песка, чтобы очистить тормозными колодками поверхность качения банда­жей колес от масла и грязи. Давление воздуха в тормозных ци­линдрах не должно превышать в этом случае 0,01—0,02 МПа.

В случае возникновения боксования уменьшают ток тяговых двигателей, перемещая рукоятку контроллера машиниста с пози­ций ослабленного возбуждения (ОВ) на позиции полного воз­буждения; если боксование возникло при полном возбуждении, то соответствующим перемещением рукоятки контроллера снижают напряжение на тяговых двигателях. На большинстве современных электровозов применены соответствующие защитные схемы, в ка­кой-то мере упреждающие указанные действия машиниста и обес­печивающие автоматическую подсыпку песка под колеса (усовер­шенствованная противобоксовочная защита на электровозах ВЛ10У и многих ВЛ10). Для борьбы с начавшимся разносным боксованием можно ре­комендовать притормаживание колес вспомогательным локомотив­ным тормозом; давление воздуха в тормозных цилиндрах при этом должно быть в пределах 0,1—0,15 МПа. Естественно, что сильное и длительное торможение снижает силу тяги электровоза и поэтому недопустимо, возможны также юз колес, нагрев бандажей, ослаб­ление их посадки, перегрузка током двигателей, выпрямителей, пусковых резисторов.

После прекращения боксования постепенно восстанавливают прежний режим работы тяговых двигателей (повышая напряжение на них, применяя ступени ОВ).

 

6. Электромеханические характеристики тяговых электродвигателей и тяговые характеристики электро­возов. Пуск электровоза.

Полный вращающий момент двигателя складывается из вра­щающих моментов, созданных многими парами проводников, лежащих на якоре под разнополярными главными полюсами.

Совокупность пар сил, создаваемых всеми проводниками, назы­вают вращающим моментом двигателя.

На электровозах постоянного тока применяют пересоединение тяговых двигателей и ввод (вывод) в цепь резисторов В период пуска к двигателю должно быть подведено пониженное напряжение.

 

Так, если к двигателю ТЛ-2К подвести сразу его рабочее напря­жение Uk= 1500 В, то ток в его обмотках будет около 1600А.

 

Такой ток разрушит не только тяговый двигатель, но и приведет к повреждению аппаратов электровоза (или отклю­чению тяговой подстанции).

Практически к тяговым двигателям в начале пуска подводится напряжение 18—50В (в зависимости от серии электровоза); при таком напряжении ток, вращающий момент двигателей и сила тяги локомотива достаточны для трогания с места электровоза и небольшого числа головных вагонов поезда; постепенно повышая напряжение на двигателях (переходя на более высокие позиции контроллера), машинист увеличивает силу тяги электровоза, что приводит к началу движения всего состава.

На электровозах ВЛ10У на первых позициях пуска применяют режим глубокого ослабления возбуждения. Току режима ослабленного возбуждения соответствует небольшая сила тяги, а после перехода на режим полного воз­буждения потребляемый ток электровоза снижается, но сила тяги возрастает; это дает возможность снизить

начальную силу тяги для плавного трогания состава и значительно уменьшить число пусковых резисторов.