Тематика рефератов

1. Формирование системы географических наук в ходе эволюции человеческого знания.

2. Географическая оболочка Земли.

3. Географическое (территориальное) разделение труда.

4. Природные ресурсы: определение, классификация и проблемы природопользования.

5. Население мира.

6. Формирование политической карты мира.

7. Мировое хозяйство: структура, размещение, ведущие страны.

8. Тенденции, динамика развития и география мировой электроэнергетики.

9. Структура, динамика развития и география добывающей промышленности.

10. Структура, динамика развития и география обрабатывающей промышленности.

11. Структура, динамика развития и география мирового транспорта

12. Структура и география мирового сельского хозяйства.

13. Структура, внутриотраслевые связи и …агропромышленного комплекса.

14. Глобальные проблемы человечества.

15. Природные особенности и социально-экономическая характеристика России.

16. Характеристика Федеральных округов России (по выбору студента)

17. Социально-экономическая характеристика стран Западной Европы.

18. Социально-экономическая характеристика Азии

19. Социально-экономическая характеристика стран Северной Америки

20. Социально-экономическая характеристика стран Южной Америки

21. Социально-экономическая характеристика стран Африки

22. Социально-экономическая характеристика стран Австралии и Океании.

Вопросы к зачету и экзамену:

Вопросы для осуществления контроля знаний (зачет и экзамен)

1. Объект, предмет, методы и задачи экономической и социальной географии зарубежных стран.

2. Классификация и типология стран мира.

3. Какие изменения и почему произошли на политической карте мира после первой мировой войны?

4. Назвать основные процессы, обусловившие формирование современной политической карты мира.

5. Что служит основой для типологического деления стран современного мира? Указать главные черты социально-экономических типов стран.

6. Как изменилось геополитическое устройство мира в 90-е годы ХХ века?

7. Как определяется численность населения страны и мира в целом?

8. Что понимают под воспроизводством населения мира?

9. Каковы социально-экономические последствия I и II типов воспроизводства населения?

10. Как вы считаете, грозит ли миру абсолютное перенаселение? Обоснуйте свой ответ, исходя из сущности теории демографического перехода.

11. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли? Обоснуйте свой ответ.

12. Чем половозрастная пирамида экономически развитых стран отличается от развивающихся?

13. Почему в экономической и социальной географии изучают половой, возрастной, этнический и религиозный состав населения?

14. Какие демографические процессы определяют размещение населения мира?

15. Массовые международные миграции в развитии человечества, их роль во взаимопроникновении и взаимообогащении культур.

16. Какая закономерность существует между природными условиями и природными ресурсами, видом хозяйственной деятельности и плотностью населения?

17. Какие черты характерны для современного процесса урбанизации?

18. Какие факторы влияют на формы расселения населения мира?

19. Как менялась сущность мирового хозяйства на протяжении ХХ века? Какие этапы в его развитии можно выделить?

20. Географическая модель современного мирового хозяйства.

21. Понятие о международном географическом разделении труда, международной специализации и ее видах, об отрасли международной специализации.

22. Условия и черты международного географического разделения труда (МГРТ).

23. Каковы условия формирования международного географического разделения труда и международной экономической интеграции?

24. Почему наука является главной составной частью НТР?

25. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

26. Факторы размещения в условиях НТР: территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, трудовых ресурсов, транспортный фактор как фактор расстояния, транспортной инфраструктуры, наукоемкости, экологический, экономического сотрудничества.

27. Какие изменения (отраслевые сдвиги) под влиянием НТР произошли в макро-, мезо- и микроотраслевой структуре мирового хозяйства?

28. Какие причины способствуют росту международного туризма в странах мира?

29. География и специфические особенности рекреационных районов мира.

30. Оценка экономико-географического положения (ЭГП) Российской Федерации.

31. Природно-ресурсный потенциал (ПРП) России и его оценка.

32. Рекреационные ресурсы России.

33. Характеристика Северо-западного Федерального округа.

34. Характеристика Поволжского Федерального округа.

35. Характеристика Центрального Федерального округа.

36. Характеристика Южного Федерального округа.

37. Характеристика Уральского Федерального округа.

38. Характеристика Сибирского Федерального округа.

39. Характеристика Дальневосточного Федерального округа.

40. Природные особенности и социально-географическая характеристика стран Европы.

41. Природные особенности и социально-географическая характеристика стран Азии.

42. Природные особенности и социально-географическая характеристика стран Северной Америки.

43. Природные особенности и социально-географическая характеристика стран Южной Америки.

44. Природные особенности и социально-географическая характеристика стран Африки.

45. Природные особенности и социально-географическая характеристика Австралии и Океании.

 

Практические задания для осуществления контроля знаний (зачет и экзамен)

1. Раскрыть природные особенности одного из материков, используя карты атласа.

2. Раскрыть особенности размещения и развития одного их направлений мирового хозяйства, используя карты атласа.

3. Раскрыть особенности размещения населения одного из материков, используя карты атласа.

4. На контурную карту нанести границы, основные города, реки, озера, горные массивы и омывающие моря крупнейших стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

5. На контурную карту нанести крупнейшие архипелаги, острова и моря одного из океанов.

6. Используя карты Атласа раскрыть специфические особенности географического положения, природных и социально-экономических особенностей одной из крупнейших стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии, используя карты атласа.

7. Используя карты Атласа раскрыть специфические особенности географического положения, природных и социально-экономических особенностей одного из Федеральных округов Российской Федерации.