Тема 7 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Результат деятельности всегда связан с ее целью, стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет целенаправленность поведения. Это состояние и есть цель объекта.
Цель характеризуется предварительной продуманностью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имел в представлении человек. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, при которой будет осуществляться деятельность, выбираются способы и средства достижения цели, намечается последовательность, т.е. схема деятельности.
Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит, но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Первый принцип оценки эффективности предпринимательства: если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной.
Предпринимательская деятельность, как известно, сочетает в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей или в крайнем случае - установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.
Такой подход обусловливает второй принцип оценки эффективности предпринимательства - доступность использования нескольких критериев оптимальности.
Процесс установления целей осуществляется в рамках разработки стратегии маркетинга и функционирования системы предпринимательства. Стратегия представляет собой обоснованную долгосрочную программу действий, ориентированную на достижение определенной цели (рисунок 1). Отличительная черта стратегии - наличие цели. Ее присутствие позволяет определять стратегию как совокупность концептуальных положений, изложенных в приемлемой для практики форме.
Цели, а значит, и конечные результаты, требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные. В зависимости от применяемой стратегии и внешних условий могут выдвигаться как качественные, так количественные цели. Однако в системе предпринимательства к процессу целеполагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово- управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и надежные результаты. Безусловно, качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью баллов или индексов. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, которую можно снизить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить, поэтому при
оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение
Рисунок 1 - Экономическая стратегия фирмы
количественным оценкам, используя их для характеристики цели и результата.
Концепция маркетинга использует различные виды стратегии (по цепочке «цели-результаты»). Наиболее распространенные получили так называемые наступательные стратегии. Среди целей, присущих наступательным стратегиям, можно выделить:
· Увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении);
· Овладение определенным сегментом рынка;
· Занятие определенного положения в конкурентной среде;
· Прирост объема производства и производительности труда;
· Достижение количественного выраженного социального эффекта и т.д.
Для того, чтобы выделить основные из них, с точки зрения специфики и задач развития предпринимательства, необходимо обратиться к некоторым особенностям развития рыночной среды, которая представляет собой открытую организационно - хозяйственную систему, где субъекты (бизнес субъекты) реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка при решении конкурентных преимуществ обусловливают устойчивость стратегических позиций бизнес субъекта, т.е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе. Таким образом, целевые приоритеты ориентируются в сторону необходимости управления рынком, с помощью которого бизнес-субъект укрепляет свои рыночные позиции и получает дополнительные возможности для повышения совокупного результата своей деятельности в течение периода, обусловленного стратегией (таблица 1).
Таблица 1 - Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности от выбранной стратегии
Стратегии предпринимательства | Цели, выдвигаемые в рамках стратегии | Наименование показателя результата |
Внедрение на рынок | Овладение определенной долей рынка | Занимаемая доля рынка |
Вывод нового товара | Овладение определенной долей рынка | Занимаемая доля рынка |
Усиление рыночной активности | Овладение определенной долей рынка | Занимаемая доля рынка |
Повышение конкурентоспособности продукции | Конкурентоспособность продукции (фирмы) | |
Увеличение прибыли | Прибыль | |
Укрепление конкурентной позиции | Повышение конкурентоспособности продукции | Конкурентоспособность продукции (фирмы) |
Расширение производства | Увеличение прибыли | Прибыль |
Углубленное проникновение на рынок | Диверсификация продукции | Занимаемая доля рынка |
Конкурентоспособность продукции (фирмы) |
Третий принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга как рыночной концепции управления.
Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а в множестве оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.
Четвертым принципом оценки эффективности является ее (оценки) взаимосвязь с жизненным циклом продукции. Стадии жизненного цикла продукции представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности от стадии жизненного цикла
Стадии жизненного цикла продукции | Цели, ставящиеся на стадии жизненного цикла продукции | Наименование показателя результата |
Разработка | Разработка конкурентоспособной продукции и сокращение периода разработки | Показатель (или их совокупность) соответствующих стратегий предпринимательства |
Внедрение | Быстрое внедрение на рынок | Показатель (или их совокупность) соответствующих стратегий предпринимательства |
Рост | Увеличение прибыли. | Прибыль |
Выход на новые рынки | Занимаемая доля рынка | |
Зрелость | Увеличение прибыли | Прибыль |
Увеличение конкурентоспособности продукта | Конкурентоспособность продукции | |
Углубленное проникновение на рынок (модификация продукта) | Занимаемая, доля рынка | |
Разработка нового продукта | Показатель (или их совокупность) соответствующих стратегий предпринимательства | |
Насыщение | Увеличение прибыли | Прибыль |
Обеспечение конкурентоспособности продукта | Конкурентоспособность продукции | |
Внедрение на рынок нового продукта. | Показатель (или их совокупность) соответствующих стратегий предпринимательства | |
Спад | Быстрый уход с рынка и замена устаревшего новым | Прибыль |
Пассивное отношение к продукту | Показатель (или их совокупность) соответствующих стратегий предпринимательства |
В практике экономических обоснований могут возникнуть сложности в использовании механизма взвешивания (соотношения) показателя результата и затрат. Если показатель результата имеет стоимостное выражение (например, прибыль), то можно воспользоваться простым механизмом сравнения одноразмерных величин. Но если показатель результата представлен в иных единицах измерения (доля рынка, конкурентоспособность), он не может быть прямо сопоставлен со стоимостным показателем. В этом случае необходим особый механизм взвешивания разнокачественных и разноразмерных характеристик: применяя показатель эффективности как относительную величину, предназначенную для выбора наиболее рациональных решений, можно использовать индексный подход, когда показатели затрат и результата выражаются в индексной форме, не имеющей размерности и позволяющей осуществлять процедуры сравнения.
В рамках оптимизационного моделирования всегда возможна индексация ключевых показателей. Индексы показателей исчисляются в ходе сопоставления рассматриваемых альтернатив. При этом один из альтернативных вариантов предпринимательских решений принимается в качестве базового. Показатель базового варианта принимается за единицу.
Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими.
Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели:
· эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;
· производительность труда;
· рентабельность;
· показатель эффективности производственных связей;
· система показателей, отражающих эффективность управления производством;
· показатель эффективности управления кадрами;
· система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и др.
Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции, и затрат на организацию ее сбыта и продвижения на рынок, а также
· показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
· система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;
· показатель надежности выбора посредников;
· система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;
· показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;
· длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);
· показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.
Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах предприятия. Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например:
· доходы от основной деятельности;
· себестоимость реализованной продукции;
· нераспределенную чистую прибыль;
· прибыль до налогообложения и др.
Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:
· эффективность рекламной деятельности (экономическая и социально-психологическая);
· эффективность стимулирования сбыта;
· система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок;
· эффективность использования различных средств рекламного воздействия;
· эффективность изучения мотиваций;
· система показателей, отражающих информационные составляющие;
· эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции.
Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно ко всей системе предпринимательства. Например, если бизнес-субъект ориентируется на концепцию социально-экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, он может выстраивать целевые установки исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения нужного социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж.
Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей - баллов, индексов, полученных с помощью экспертного метода. Она может быть снижена за счет полного использования норм и правил, присущих экспертному моделированию.
Контрольные вопросы
1 Система показателей эффективности предпринимательской деятельности.
2 Прогнозирование возможного банкротства.
3 Методики оценки потенциального банкротства предприятия.
4 Для чего проводится эффективности предпринимательской деятельности?
5 Что служит информационной базой оценки финансово-экономического состояния предприятия?
6 Каковы методы расчета финансово-экономических показателей: ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности?
7 Каковы методы определения нормативных значений коэффициентов рентабельности и деловой активности?
8 Что такое «Z-счет» Э. Альтмана?
9 Сущность предпринимательского риска