ВВЕДЕНИЕ

Ю. А. Кутлахмедов, А. Г. Бевза, И. В. Матвеева, В. В. Родина

«МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ»

 

 

Практикум для студентов

Направление подготовки: 6.040106 «Экология и охрана окружающей среды и сбалансированное природопрользование»

 

Специальности: 7.04010601, 8.04010601 «Экология и охрана окружающей среды»

 

Кафедра экологии

 

 

Киев

Издательство Национального авиационного университета

НАУ-друк

 


УДК 502.

ББК Б

Ч

 

 

Рецензенты:

 

Утверждено учебно-методическим редакционным советом Национального авиационного университета

(протокол №____ від «___» __________ 2014 р.)

 

Ч Методология оценки экологических рисков авиапредприятий: Практикум / Ю. А. Кутлахмедов, А. Г. Бевза, И. В. Матвеева, В. В. Родина – К.: НАУ, 2014. – 72 с.

 

 

Содержит практические работы, которые полностью охватывают тематику курса «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий». Практикум дает возможность студентам изучить теоретический материал и подготовиться к практическому применению методов оценки экологических рисков разной природы в авиационной отрасли.

Для студентов Направление подготовки: 6.040106 «Экология и охрана окружающей среды и сбалансированное природопрользование»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….  
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ………………………..  
Модуль 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВЫ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ……………...  
Практическая работа №1. Анализ определения и толкования понятия «риск»................................................................................  
Практическая работа №2. Определение природного риска на авиапредприятии …………………………....……………...………..  
Домашняя работа 1. Определение факторов техногенного, природного и экологического риска на авиапредприятии …….  
Модуль 2.МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ ..................................................................…  
Практическая работа №3. Оценка приемлемого риска для авиапредприятия ……………...……….....……………………….  
Практическая работа № 4. Определение потенциального территориального риска на примере авиапредприятия ………..  
Практическая работа №5. Оценка техногенного риска (на примере оценки риска возникновения аварийной ситуации на авиапредприятии с помощью закона Пуассона) …………..…...  
Практическая работа №6. Оценка и прогноз экологических рисков от химических факторов порогового механизма действия на человека …….………………………….......…..........  
Практическая работа №7. Оценка и прогноз экологических рисков от химических факторов беспорогового действия на человека ………………….……………………………..........……  
Практическая работа №8. Оценка и прогноз экологических рисков от физических факторов радиационного воздействия на человека …………………………...…………….....…………..  
Домашняя работа 2. ……..……………………………….....  
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….  
ЛИТЕРАТУРА …………………...……………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» является передача студентам базовых знаний по основам и методам оценки и прогноза экологических рисков при эксплуатации авиационного транспорта и космических аппаратов на Украине и в других странах, а именно: изучение методов и средств расчета, оценивания и прогноза экологических рисков от воздействия на людей (население, персонал) химических и радиационных факторов, связанных с эксплуатацией авиационного транспорта и космических кораблей.

В авиации, как и в других сферах человеческой деятельности, широко используются различные токсичные факторы, в том числе химической и радиационной природы. Токсичные химические факторы присутствуют в авиационном топливе, в конструктивных элементах авиалайнеров, космических аппаратов, ангаров, ремонтных заводов и мастерских. Кроме того токсичные материалы химической и радиационной природы часто входят в состав грузов при авиационных перевозках и в конструкциях космических аппаратов. Гамма-дефектоскопы широко используются для контроля качества сварных швов, при постройке и ремонте авиационной и космической техники. А они, как известно, часто ломаются, что может приводить и приводит к разгерметизации радиационных источников и рассеиванию высокотоксичных радионуклидов цезия, стронция и других.

Очевидно, что все эти факторы способны сформировать заметные экологические риски химической и радиационной природы, для персонала авиатранспорта, пассажиров и населения, связанного с функционированием авиапредприятий, и особенно при авариях авиалайнеров. Риски от других факторов (шум, тепловое воздействие, вибрация и др.) в курсе лекций и в данном практикуме не рассматриваются

Основное задание практикума – дать возможность будущему специалисту по экологии и охране окружающей среды, приобрести теоретические и практические навыки использования современных методов, расчета, оценки и прогноза экологических рисков химической и радиационной природы, и способов страховой защиты от них.

В результате прослушивания лекций и выполнения практических работ, студенты должны уметь:

- корректно формулировать задачи оценки, расчета, анализа и прогноза экологических рисков химической и радиационной природы. И страховой защиты от них;

- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов химической природы с пороговым характером воздействия на человека;

- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов химической природы с беспороговым характером воздействия на человека;

- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов радиационной природы с беспороговым характером воздействия на человека;

- проводить оценку, расчет и прогноз ущербов от воздействия экологических рисков от факторов химической и радиационной природы на людей,

- проводить оценку, расчет и прогноз денежной стоимости экологических рисков, и величины стоимости страховых полисов для страхования от них.

Оформление практических работ. Практические работы оформляются в виде отчетов. Внешний вид отчета по практической работе представлен на рис 1.

На титульной странице подается информация о номере и названии практической работы и данные о студенте и преподавателе. Далее излагается задание к практическому занятию, указываются выходные данные, расписывается решение задачи, и по результатам делаются выводы.

Во время защиты, студент должен показать владение теоретическими знаниями и практическими навыками работы по теме курса, уметь ответить на контрольные вопросы, которые приложены к каждой практической работе.

Практикум по дисциплине «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» включает 8 работ.

Практикум охватывает в полном объеме учебный план курса «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» и обеспечиваетвыполнение практических работ и освоение практических навыков по курсу.

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Национальный авиационный университет Институт экологической безопасности     Практическая работа № __   по дисциплине «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий»   На тему: «__________________»   Выполнил: студент ______ гр. ИЭБ   _____________________   Проверил: _____________________     Киев 2014       Задание: _____________________________________ _____________________________________   Выходные данные: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________   Решение: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________   Выводы: _____________________________________ _____________________________________  

 

Рис 1. Пример оформления практической работы.