ВВЕДЕНИЕ
Ю. А. Кутлахмедов, А. Г. Бевза, И. В. Матвеева, В. В. Родина
«МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ»
Практикум для студентов
Направление подготовки: 6.040106 «Экология и охрана окружающей среды и сбалансированное природопрользование»
Специальности: 7.04010601, 8.04010601 «Экология и охрана окружающей среды»
Кафедра экологии
Киев
Издательство Национального авиационного университета
НАУ-друк
УДК 502.
ББК Б
Ч
Рецензенты:
Утверждено учебно-методическим редакционным советом Национального авиационного университета
(протокол №____ від «___» __________ 2014 р.)
Ч | Методология оценки экологических рисков авиапредприятий: Практикум / Ю. А. Кутлахмедов, А. Г. Бевза, И. В. Матвеева, В. В. Родина – К.: НАУ, 2014. – 72 с. |
Содержит практические работы, которые полностью охватывают тематику курса «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий». Практикум дает возможность студентам изучить теоретический материал и подготовиться к практическому применению методов оценки экологических рисков разной природы в авиационной отрасли.
Для студентов Направление подготовки: 6.040106 «Экология и охрана окружающей среды и сбалансированное природопрользование»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. | |
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ……………………….. | |
Модуль 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВЫ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ……………... | |
Практическая работа №1. Анализ определения и толкования понятия «риск»................................................................................ | |
Практическая работа №2. Определение природного риска на авиапредприятии …………………………....……………...……….. | |
Домашняя работа 1. Определение факторов техногенного, природного и экологического риска на авиапредприятии ……. | |
Модуль 2.МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ ..................................................................… | |
Практическая работа №3. Оценка приемлемого риска для авиапредприятия ……………...……….....………………………. | |
Практическая работа № 4. Определение потенциального территориального риска на примере авиапредприятия ……….. | |
Практическая работа №5. Оценка техногенного риска (на примере оценки риска возникновения аварийной ситуации на авиапредприятии с помощью закона Пуассона) …………..…... | |
Практическая работа №6. Оценка и прогноз экологических рисков от химических факторов порогового механизма действия на человека …….………………………….......….......... | |
Практическая работа №7. Оценка и прогноз экологических рисков от химических факторов беспорогового действия на человека ………………….……………………………..........…… | |
Практическая работа №8. Оценка и прогноз экологических рисков от физических факторов радиационного воздействия на человека …………………………...…………….....………….. | |
Домашняя работа 2. ……..………………………………..... | |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………. | |
ЛИТЕРАТУРА …………………...…………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» является передача студентам базовых знаний по основам и методам оценки и прогноза экологических рисков при эксплуатации авиационного транспорта и космических аппаратов на Украине и в других странах, а именно: изучение методов и средств расчета, оценивания и прогноза экологических рисков от воздействия на людей (население, персонал) химических и радиационных факторов, связанных с эксплуатацией авиационного транспорта и космических кораблей.
В авиации, как и в других сферах человеческой деятельности, широко используются различные токсичные факторы, в том числе химической и радиационной природы. Токсичные химические факторы присутствуют в авиационном топливе, в конструктивных элементах авиалайнеров, космических аппаратов, ангаров, ремонтных заводов и мастерских. Кроме того токсичные материалы химической и радиационной природы часто входят в состав грузов при авиационных перевозках и в конструкциях космических аппаратов. Гамма-дефектоскопы широко используются для контроля качества сварных швов, при постройке и ремонте авиационной и космической техники. А они, как известно, часто ломаются, что может приводить и приводит к разгерметизации радиационных источников и рассеиванию высокотоксичных радионуклидов цезия, стронция и других.
Очевидно, что все эти факторы способны сформировать заметные экологические риски химической и радиационной природы, для персонала авиатранспорта, пассажиров и населения, связанного с функционированием авиапредприятий, и особенно при авариях авиалайнеров. Риски от других факторов (шум, тепловое воздействие, вибрация и др.) в курсе лекций и в данном практикуме не рассматриваются
Основное задание практикума – дать возможность будущему специалисту по экологии и охране окружающей среды, приобрести теоретические и практические навыки использования современных методов, расчета, оценки и прогноза экологических рисков химической и радиационной природы, и способов страховой защиты от них.
В результате прослушивания лекций и выполнения практических работ, студенты должны уметь:
- корректно формулировать задачи оценки, расчета, анализа и прогноза экологических рисков химической и радиационной природы. И страховой защиты от них;
- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов химической природы с пороговым характером воздействия на человека;
- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов химической природы с беспороговым характером воздействия на человека;
- проводить оценку, расчет и прогноз экологических рисков от факторов радиационной природы с беспороговым характером воздействия на человека;
- проводить оценку, расчет и прогноз ущербов от воздействия экологических рисков от факторов химической и радиационной природы на людей,
- проводить оценку, расчет и прогноз денежной стоимости экологических рисков, и величины стоимости страховых полисов для страхования от них.
Оформление практических работ. Практические работы оформляются в виде отчетов. Внешний вид отчета по практической работе представлен на рис 1.
На титульной странице подается информация о номере и названии практической работы и данные о студенте и преподавателе. Далее излагается задание к практическому занятию, указываются выходные данные, расписывается решение задачи, и по результатам делаются выводы.
Во время защиты, студент должен показать владение теоретическими знаниями и практическими навыками работы по теме курса, уметь ответить на контрольные вопросы, которые приложены к каждой практической работе.
Практикум по дисциплине «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» включает 8 работ.
Практикум охватывает в полном объеме учебный план курса «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» и обеспечиваетвыполнение практических работ и освоение практических навыков по курсу.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Национальный авиационный университет Институт экологической безопасности Практическая работа № __ по дисциплине «Методология оценки экологических рисков авиапредприятий» На тему: «__________________» Выполнил: студент ______ гр. ИЭБ _____________________ Проверил: _____________________ Киев 2014 | Задание: _____________________________________ _____________________________________ Выходные данные: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Решение: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Выводы: _____________________________________ _____________________________________ |
Рис 1. Пример оформления практической работы.