Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: экология, биоэкология, геоэкология, синэкология, аутэкология, экосистема, биота, биоценоз, биогеоценоз, ареал, биом, популяция, вид, биотоп, экотоп, экологическая ниша, эмерджентность, гомеостаз, сукцессия, экологический фактор, конвергенция, природная среда, среда обитания, среда биотическая, среда абиотическая, условия существования, природный объект, природный ресурс, охрана окружающей среды, природопользование, экологическая безопасность.

2. Составить логические схемы: структура современной экологии, связь экологии с другими науками.

3. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценоза), используя формулу Жаккара: К= С×100% / (А+В), где А – число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.

Первый фитоценоз – это сосняк – черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, гудайера ползучая, грушанка круглолистная.

Второй фитоценоз – это сосняк – брусничник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, зимолюбка, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавовидный.

4. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.

При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть эволюцию понятия «экология». Привести классификацию определений экологии. Разобраться в отличии понятий «природопользование», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «экология». Раскрыть роль экологизации для комплексного изучения объектов и явлений природы и происходящих в ней процессов. При анализе структуры макроэкологии необходимо раскрыть вопросы, относящиеся к общей экологии, биоэкологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, прикладной экологии.

Показать место экологии в системе наук. История становления экологии как науки показывается через труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, Авиценны, Парацельса, Линнея, Ломоносова, Ламарка, Гумбодьда, Дарвина, Геккеля, Докучаева, Вернадского, Сукачева, Морозова, Ю. Одума, Реймерса, Моисеева.

Отвечая на второй вопрос, студентыуясняют, что является объектом экологии, дают развернутое определение экосистемы, приводят классификацию экосистем. При характеристике предмета экологии (отношений) необходимо показать его многообразие и сложность.

Раскрыть содержание цели и задач экологии. Показать роль экологических исследований и обобщений, прежде всего в обеспечении сохранения пригодной для жизни человека окружающей среды.

При подготовке к третьему вопросу студенты должны уяснить:

1) соотношение понятий экосистема, биогеоценоз, биоценоз, биотоп. Рассмотреть свойства экосистем.

2) на конкретных примерах окружающей среды раскрыть содержание и показать умение пользоваться следующими понятиями: биота, ареал, биом, популяция, экологическая ниша, гомеостаз, сукцессия, экологический фактор.

Готовясь к четвертому вопросу, студенты должны:

- осмыслить понятие «среда» с позиций экологии (внешняя среда, окружающая среда, природная среда, биотическая и абиотическая среда, среда обитания).

-изучить абиотические (климатические: свет, температура, влага, движение воздуха, давление, эдафогенных: механический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плотность, орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона, химических: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растений), биотические (фитогенные: растительные организмы, зоогенные: животные организмы, микробиогенные: вирусы, простейшие бактерии, антропогенные) факторы окружающей среды.