Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Утверждено Приказом

Министерства образования

Российской Федерации

№697 от 17.02.2004

 

ПРОГРАММЫ

кандидатских экзаменов

 

 

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

(«Философия науки»)

 

москва

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящие программы кандидатских экзаменов по философской час­ти общенаучной дисциплины «История и философия науки» подготовле­ны специалистами ведущих университетских и академических научных центров. Они прошли этапы рассмотрения в профильных учебно-методи­ческих объединениях (УМО) и коррекции их содержания экспертными советами Высшей аттестационной комиссии в соответствии с замечания­ми и пожеланиями, высказанными при их обсуждении в УМО. Програм­мы были одобрены президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и утверждены приказом Минобразования Рос­сии от 17.02.2004 № 697.

Данные программы представляют собой общую для всех научных специальностей базовую часть кандидатского экзамена по указанной дисциплине, обязательный для каждого соискателя ученой степени кан­дидата наук единый минимум требований к уровню знаний в филосо­фии избранной научной области.

Для подготовки к экзамену соискатель использует часть I «Общие проблемы философии науки» данной программы, а также один из разделов части II «Современные философские проблемы областей научного знания», который соответствует области его научных ис­следований.

Порядок организации приема кандидатских экзаменов определяет­ся соответствующими нормативными документами Минобразования России.

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по

ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

I. Общие проблемы философии науки

 

Введение

 

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии Особое внимание уделяется проблемам кризи­са современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, систе­мам ценностей, на которые ориентируются ученые Программа ориенти­рована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и по­лучение представления о тенденциях исторического развития науки

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им MB Ломоносова, СПбГУ и ряда дру­гих университетов Программа одобрена экспертным советом по филосо­фии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии

 

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

 

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поп пера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

 

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

 

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии по­рождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

 

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гинотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

 

Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Меха­низмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в про­блемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

 

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со-циокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Не­линейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в вы­боре стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историче­ская смена типов научной рациональности: классическая, неклассичес­кая, постнсклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

 

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, тсхносфсрс и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциснтизм. Наука и па-ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

 

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретнос­ти и закрытости научных исследований. Проблема государственного ре­гулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

4. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий. М., 1985.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

7. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

10. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

4. Келле ВЖ. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект пробле­мы. М.( 1989.

6. Лекторский ВА. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

7. Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

9. Наука в культуре. М., 1998.

10. Пригожин И., Стешерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

11. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

14. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

15. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МЛ. Философия науки и техники. М., 1991.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

17. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

18. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.