Раздел 2.
Примерные темы семинарских занятий:
Тема 1. Познание, определение и понимание архитектуры и градостроительства.
Тема 2. Познание архитектуры и градостроительства как диалектический процесс.
Тема 3. Научный и ненаучный характер исследования архитектуры и градостроительства. Применимость критерия научности к их познанию.
Вопросы для самоконтроля по разделу 1:
1.Что значит интуитивная система?
2.Что значит объективная система?
3. Как можно потребителя включить в процесс архитектурного проектирования?
4.Чем метод мозговой атаки отличается от дельфийского метода?
5. В каких случаях целесообразно использовать метод экстраполяции?
6. Как подготовить матрицу метода «дерево значимости»?
7. Для чего и в каких случаях необходимо проводить анализ научно-технических открытий?
8. Каковы этапы построения геометрических моделей?
9. Обратимые модели, их суть.
10. Принципы построения новых геометрических моделей.
11. В чем состоит суть метода построения алгоритма решения задачи?
12. В чем состоит суть Универсального метода Декарта?
13. Как следует применять мобилизацию и организацию в архитектурном творчестве.
14. Что такое пополнение и перегруппировка, изоляция и комбинация? Как это используется в архитектуре?
15. Назовите стадии хода научного исследования.
16. Перечислите методы научного исследования.
17. Что такое прогностика?
18. Что означает термин «прогнозирование»?
19. Чем отличается интуитивное предвидение от архитектурной фантазии?
20. В чем состоит суть методов математического моделирования при решении архитектурных задач (метод подобия, вспомогательных фигур двух геометрических мест, решения задач по Гауссу).
21. Самоподобие как основной способ «выращивания» форм в природе.
22. Соразмерность как элемент кодирования формы.
23. Понятия динамической, статической и архитектурной симметрии.
24. Использование пропорций в архитектуре.
25. В чем состоит суть получения расширенных рядов Фибоначчи применительно к архитектурному творчеству.
26. Каковы факторы, способствующие формированию творческой личности?
27. В чем состоит суть уровней творчества?
28. Методы воздействия на каналы восприятия: глаза (зрение); нос (обоняние); язык (вкусовые ощущения); уши (звук); кожа (осязание, мышечные ощущения, равновесие).
29. Какие существуют виды письма?
30. Какие существуют системы нумерации?
31. Что является «ведущим» - социальная организация общества или социальное содержание?
32. Что входит в информационные связи?
Вопросы для самоконтроля по разделу 2:
1. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
2. Творческий характер познания.
3. Понятие объекта и предмета познания.
4. Система основных понятий архитектуры и градостроительства.
5. Метод абстрагирования в познании архитектуры и градостроительства.
6. Использование метода идеализации в познании архитектуры и градостроительства.
7. Индуктивный метод познания. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.
8. Дедуктивно-гипотетический метод. Роль идей в архитектурном творчестве и градостроительстве.
9. Абдуктивный метод в познании.
10. Интуиция как метод идеализации. Эйдетическая и концептуальная интуиции.
11. Истинность знаний. Критерии истины.
12. Фактологическое и теоретическое знание.
13. Критерий научности.
14. Методы верификации и фальсификации в обосновании научной теории.
15. Сущность теории доказательства и теории аргументаций.
16. Пилотажный, дескрептивный и аналитический типы исследования.
17. Поисковый и нормативный типы прогноза.
18. Утопия и реальность в архитектурном творчестве.