VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИ

Тесты для промежуточной аттестации

· Выстройте инновационные циклы в логической последовательности: кризис, зарождение, распространение, реализация.

· Установка на человекоцентрированность в высшем образовании. Что она подразумевает (выберите нужные варианты и допишите свой, если он имеется):

а) гуманизацию и гуманитаризацию образования;

б) ориентацию на личность обучаемого;

в) создание личностно-ориентированной образовательной среды;

г) индивидуализацию обучения;

д) напишите свой вариант.

· Модернизация высшего профессионального образования сегодня должна подразумевать (напишите что именно):

-…………………………………………………………………………………………

-…………………………………………………………………………………………

-…………………………………………………………………………………………

· Кратко охарактеризуйте структурные компоненты инновационной деятельности преподавателя высшей школы:

- мотивационный……………………………………………………………………..

- операционный……………………………………………………………………….

- рефлексивный……………………………………………………………………….

· Дайте краткую характеристику уровням инновационной деятельности преподавателя высшей школы:

1. адаптивный…………………………………………………………………..……

2. репродуктивный…………………………………………………………………

3. эвристический…………………………………………………………………...

4. творческий………………………………………………………………………..

· Расположите в логической последовательности процессы, характеризующие инновационную деятельность образовательных систем:

программирование, концептуализация, проектирование.

· Восстановите нарушенный деятельностный цикл программирования: экспертиза, планирование, анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, целеполагание, коррекция, рефлексия.

· Какие признаки характеризуют конкуренцию и какие интеграцию национальных образовательных систем. Заполните таблицу:

 

Конкуренция Интеграция
   
   
   

 

· . Болонский процесс. Каковы его цели и задачи? Заполните таблицу:

 

Цели Задачи
   
   
   

 

· Индивидуальная образовательная траектория обучаемого – это:

…………………………………………………………………………………………………;

ее проектирование предполагает:

1………………………………………………………………………………………………...

2………………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………………...

 

· Обозначьте основные направления современных психолого-педагогических исследований. Заполните таблицу:

 

Основные направления Чем вызвана их актуальность?
   
   
   
   

 

· Назовите основные черты инновационной образовательной среды:

1………………………………………………………………………………..

2………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………..…

4………………………………………………………………………………..

5………………………………………………………………………………..

· Определите наиболее сущностную черту личностного развития обучающегося как саморазвития из предложенных ниже:

- большая доля самостоятельности в действиях обучаемого;

- направленность на инициацию внутреннего самоуправляемого процесса;

- способность обучаться дистанционно;

- грамотное и самостоятельное пользование Интернет-ресурсами.

 

· Инновационная модель процесса обучения как целостная характеристика учебно-познавательной деятельности обучающегося включат себя:

1………………………………………………………………………………….….…

2…………………………………………………………………………………….….

3………………………………………………………………………………………..

4………………………………………………………………………………………..

5………………………………………………………………………………………..

 

· Построениеиндивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц предполагает:

-………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………..

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

· Актуальность проблемы коренного реформирования всей системы управления образованием можно объяснить тем, что:

1………………………………………………………………………………………...

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

· Сознательное и системное управление инновационным процессом как стратегическая ориентация на целенаправленные изменения предполагает:

1. внесение в образование новых элементов и его переход в новое качество;

2. формирование нового содержания образования;

3. разработка и реализация новых технологий обучения;

4. применение методов, приемов, средств освоения новых программ;

5. изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними;

6. создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.

Есть ли в перечисленном что-либо, не относящееся к предполагаемому?

 

· Педагогический менеджмент и образовательный менеджмент.

Чем характеризуется каждый из них? Заполните таблицу:

 

Педагогический менеджмент Образовательный менеджмент
   
   
   

 

· Можно ли утверждать, что тьюторство и коучинг в высшем образовании есть один из способов реализации системного подхода к управлению образовательным процессом? Аргументируйте эту позицию или обозначьте свою..........................................................................................................................

………………………………………………………………………………………....

………………………………………………………………………………………….

· Тьютор и преподаватель. Заполнив таблицу, обозначьте основные характеристики того и другого:

 

Тьютор Преподаватель
   
   
   
   

 

· Определите основные черты тьюторской и традиционной моделей обучения. Заполните таблицу:

 

Традиционная модель обучения Тьюторская модель обучения
   
   
   
   

 

· Приведите доводы в пользу того, что образовательная рефлексия является основной функцией тьюторской модели обучения:

1………………………………………………………………………………………..

2…………………………………………………………………………………….….

3……………………………………………………………………………………….

 

· Перечислите основные стратегии инновационного развития ВПО в глобальном образовательно-исследовательском пространстве:

1………………………………………………………………………………………..

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

4………………………………………………………………………………………...

5………………………………………………………………………………………...

· Сформулируйте основной критерий для анализа динамики инновационных моделей университета в обществе знаний:

…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

 

· Назовите, с чем связана необходимость построения образовательного процесса на компетентностной основе (выберите правильные варианты ответа:

- с необходимостью получения более высоких результатов обучения;

- с переходом к ФГОС;

- с новыми требованиями к качеству образования;

- с переходом к более прогностичному образованию;

- с переходом к человекоцентрированному образованию;

- с ориентацией образования на конечный результат;

- с демократизацией образования.

 

· Назовите основные преимущества инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы по сравнению с традиционной методикой, которые обеспечивают повышение эффективности обучения, личностного развития обучающегося:

1. …………………………………………………………………………………..…

2. ……………………………………………………………………………….…….

3. ……………………………………………………………………………….……

4. …………………………………………………………………………………….

5. ……………………………………………………………………………………..

 

· Вы понимаете информатизацию образования как (уберите неверные варианты ответы или добавьте свои):

-. глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности;

- господство ИКТ в образовательном процессе;

- способ удешевления образования;

- переход ко всеобщему дистанционному образованию;

- универсализацию и открытость образования;

- переход к универсальным ценностям и ресурсам образования;

- способ унификации образования;

- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

· Обозначьте специфику дистанционного образования в системе ВПО и его характерные черты. Заполните таблицы:

 

Специфика дистанционного образования Характерные черты дистанционного образования
   

 

· Что Вы понимаете под информационной и технологической грамотностью преподавателя высшей школы?

Заполните таблицу:

 

Информационная грамотность Технологическая грамотность
   

 

· Назовите пути повышения эффективности дистанционного образования:

1 ………………………………………………………………………………………..

2. ……………………………………………………………………………………….

3. ……………………………………………………………………………………….

4. ……………………………………………………………………………………….

5. ……………………………………………………………………………………….

 

· Можно ли считать проблему качества - центральной проблемой эпохи глобализации? Приведите для этого убедительные доводы:

1. ……………………………………………………………………………………

2. ……………………………………………………………………………………

3. ……………………………………………………………………………………

 

· Можно ли утверждать, что качественное высшее образование – это (выберите правильные варианты ответа или напишите свои):

- возможность реализации человеком своих возможностей и способностей;

- возможность получения достойного места работы;

- эффективный способ реализации национального потенциала страны;

- фактор национальной безопасности;

- эффективная возможность карьерного роста.

 

· Какие критерии устанавливает Болонский процесс при создании современных критериев качества образования? Выпишите эти критерии:

- …………………………………………………………………………………….…

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

 

· В чем заключается необходимость стандартизации систем управления качеством образования? Приведите объективные доводы:

1………………………………………………………………………………………...

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

4 ………………………………………………………………………………………..

 

· Обозначьте основную тенденцию, превалирующую в процессе управления качеством образования в современном вузе:…………………………...……….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

· Почему именно ключевые компетенции являются основным «измерителем» качества получаемого образования? Обоснуйте:

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

 

· Считаете ли Вы глобализацию как объективный процесс общественного развития? Выпишите основные тенденции глобализации в образовании:

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

 

· Какие, на Ваш взгляд, преимущества и какие сложности сулит отечественной системе образования участие в Болонском процессе? Заполните таблицу:

Положительные стороны участия РФ в Болонском процессе Отрицательные проявления участия РФ в Болонском процессе
   

Вопросы для текущего контроля и самоконтроля

  1. Рядоположены ли понятия «новации» и «инновации»? Почему в современном образовании чаще используется понятия «инноваций»?
  2. Почему проблема инноваций в образовании актуализировалась в последние десятилетия? Чем это может быть обусловлено?
  3. Перечислите основные понятия педагогической инноватики и уточните связи между ними.
  4. Можно ли выделить какие-то закономерности протекания инновационных процессов в педагогике высшей школы?
  5. Как влияет современная экономика на теорию и практику ВПО?
  6. Какие факторы сопутствуют инновационным процессам в ВПО, какие – противодействуют?
  7. Современную экономику нередко называют «экономикой знаний». В чем причина этого феномена? Как он связан с инновационными процессами в ВПО?
  8. Каковы основные направления обновления содержания и технологий образования в современных учреждениях ВПО?
  9. Представьте основные концепции и проекты инновационных процессов в профессиональном образовании: в чем их общность и существенные различия?
  10. Что такое научно-методическое сопровождение деятельности преподавателя высшей школы и в чем состоит его необходимость?
  11. Как Вы понимаете «педагогическую и инновационную культуру преподавателя высшей школы»? В чем она заключается?
  12. Как оценить степень готовности преподавателя ВПО к инновационной и исследовательской деятельности?
  13. В чем состоит специфика университетского (учебно-научно-педагогического) комплекса в соотношении с классическим университетом?
  14. Представьте типологию инновационных и исследовательских процессов в учреждении ВПО в соответствии с их предметом, уровнем, направленностью.
  15. Какую роль играют информационные и дистанционные образовательные технологии в модернизации педагогики высшей школы? Каковы стимулы и ограничители роста?