VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИ
Тесты для промежуточной аттестации
· Выстройте инновационные циклы в логической последовательности: кризис, зарождение, распространение, реализация.
· Установка на человекоцентрированность в высшем образовании. Что она подразумевает (выберите нужные варианты и допишите свой, если он имеется):
а) гуманизацию и гуманитаризацию образования;
б) ориентацию на личность обучаемого;
в) создание личностно-ориентированной образовательной среды;
г) индивидуализацию обучения;
д) напишите свой вариант.
· Модернизация высшего профессионального образования сегодня должна подразумевать (напишите что именно):
-…………………………………………………………………………………………
-…………………………………………………………………………………………
-…………………………………………………………………………………………
· Кратко охарактеризуйте структурные компоненты инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
- мотивационный……………………………………………………………………..
- операционный……………………………………………………………………….
- рефлексивный……………………………………………………………………….
· Дайте краткую характеристику уровням инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
1. адаптивный…………………………………………………………………..……
2. репродуктивный…………………………………………………………………
3. эвристический…………………………………………………………………...
4. творческий………………………………………………………………………..
· Расположите в логической последовательности процессы, характеризующие инновационную деятельность образовательных систем:
программирование, концептуализация, проектирование.
· Восстановите нарушенный деятельностный цикл программирования: экспертиза, планирование, анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, целеполагание, коррекция, рефлексия.
· Какие признаки характеризуют конкуренцию и какие интеграцию национальных образовательных систем. Заполните таблицу:
Конкуренция | Интеграция |
· . Болонский процесс. Каковы его цели и задачи? Заполните таблицу:
Цели | Задачи |
· Индивидуальная образовательная траектория обучаемого – это:
…………………………………………………………………………………………………;
ее проектирование предполагает:
1………………………………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………………...
· Обозначьте основные направления современных психолого-педагогических исследований. Заполните таблицу:
Основные направления | Чем вызвана их актуальность? |
· Назовите основные черты инновационной образовательной среды:
1………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………..…
4………………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………………..
· Определите наиболее сущностную черту личностного развития обучающегося как саморазвития из предложенных ниже:
- большая доля самостоятельности в действиях обучаемого;
- направленность на инициацию внутреннего самоуправляемого процесса;
- способность обучаться дистанционно;
- грамотное и самостоятельное пользование Интернет-ресурсами.
· Инновационная модель процесса обучения как целостная характеристика учебно-познавательной деятельности обучающегося включат себя:
1………………………………………………………………………………….….…
2…………………………………………………………………………………….….
3………………………………………………………………………………………..
4………………………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………………………..
· Построениеиндивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц предполагает:
-………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………..
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
· Актуальность проблемы коренного реформирования всей системы управления образованием можно объяснить тем, что:
1………………………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
· Сознательное и системное управление инновационным процессом как стратегическая ориентация на целенаправленные изменения предполагает:
1. внесение в образование новых элементов и его переход в новое качество;
2. формирование нового содержания образования;
3. разработка и реализация новых технологий обучения;
4. применение методов, приемов, средств освоения новых программ;
5. изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними;
6. создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.
Есть ли в перечисленном что-либо, не относящееся к предполагаемому?
· Педагогический менеджмент и образовательный менеджмент.
Чем характеризуется каждый из них? Заполните таблицу:
Педагогический менеджмент | Образовательный менеджмент |
· Можно ли утверждать, что тьюторство и коучинг в высшем образовании есть один из способов реализации системного подхода к управлению образовательным процессом? Аргументируйте эту позицию или обозначьте свою..........................................................................................................................
………………………………………………………………………………………....
………………………………………………………………………………………….
· Тьютор и преподаватель. Заполнив таблицу, обозначьте основные характеристики того и другого:
Тьютор | Преподаватель |
· Определите основные черты тьюторской и традиционной моделей обучения. Заполните таблицу:
Традиционная модель обучения | Тьюторская модель обучения |
· Приведите доводы в пользу того, что образовательная рефлексия является основной функцией тьюторской модели обучения:
1………………………………………………………………………………………..
2…………………………………………………………………………………….….
3……………………………………………………………………………………….
· Перечислите основные стратегии инновационного развития ВПО в глобальном образовательно-исследовательском пространстве:
1………………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
4………………………………………………………………………………………...
5………………………………………………………………………………………...
· Сформулируйте основной критерий для анализа динамики инновационных моделей университета в обществе знаний:
…………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
· Назовите, с чем связана необходимость построения образовательного процесса на компетентностной основе (выберите правильные варианты ответа:
- с необходимостью получения более высоких результатов обучения;
- с переходом к ФГОС;
- с новыми требованиями к качеству образования;
- с переходом к более прогностичному образованию;
- с переходом к человекоцентрированному образованию;
- с ориентацией образования на конечный результат;
- с демократизацией образования.
· Назовите основные преимущества инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы по сравнению с традиционной методикой, которые обеспечивают повышение эффективности обучения, личностного развития обучающегося:
1. …………………………………………………………………………………..…
2. ……………………………………………………………………………….…….
3. ……………………………………………………………………………….……
4. …………………………………………………………………………………….
5. ……………………………………………………………………………………..
· Вы понимаете информатизацию образования как (уберите неверные варианты ответы или добавьте свои):
-. глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности;
- господство ИКТ в образовательном процессе;
- способ удешевления образования;
- переход ко всеобщему дистанционному образованию;
- универсализацию и открытость образования;
- переход к универсальным ценностям и ресурсам образования;
- способ унификации образования;
- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
· Обозначьте специфику дистанционного образования в системе ВПО и его характерные черты. Заполните таблицы:
Специфика дистанционного образования | Характерные черты дистанционного образования |
· Что Вы понимаете под информационной и технологической грамотностью преподавателя высшей школы?
Заполните таблицу:
Информационная грамотность | Технологическая грамотность |
· Назовите пути повышения эффективности дистанционного образования:
1 ………………………………………………………………………………………..
2. ……………………………………………………………………………………….
3. ……………………………………………………………………………………….
4. ……………………………………………………………………………………….
5. ……………………………………………………………………………………….
· Можно ли считать проблему качества - центральной проблемой эпохи глобализации? Приведите для этого убедительные доводы:
1. ……………………………………………………………………………………
2. ……………………………………………………………………………………
3. ……………………………………………………………………………………
· Можно ли утверждать, что качественное высшее образование – это (выберите правильные варианты ответа или напишите свои):
- возможность реализации человеком своих возможностей и способностей;
- возможность получения достойного места работы;
- эффективный способ реализации национального потенциала страны;
- фактор национальной безопасности;
- эффективная возможность карьерного роста.
· Какие критерии устанавливает Болонский процесс при создании современных критериев качества образования? Выпишите эти критерии:
- …………………………………………………………………………………….…
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
· В чем заключается необходимость стандартизации систем управления качеством образования? Приведите объективные доводы:
1………………………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
4 ………………………………………………………………………………………..
· Обозначьте основную тенденцию, превалирующую в процессе управления качеством образования в современном вузе:…………………………...……….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
· Почему именно ключевые компетенции являются основным «измерителем» качества получаемого образования? Обоснуйте:
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
· Считаете ли Вы глобализацию как объективный процесс общественного развития? Выпишите основные тенденции глобализации в образовании:
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
· Какие, на Ваш взгляд, преимущества и какие сложности сулит отечественной системе образования участие в Болонском процессе? Заполните таблицу:
Положительные стороны участия РФ в Болонском процессе | Отрицательные проявления участия РФ в Болонском процессе |
Вопросы для текущего контроля и самоконтроля
- Рядоположены ли понятия «новации» и «инновации»? Почему в современном образовании чаще используется понятия «инноваций»?
- Почему проблема инноваций в образовании актуализировалась в последние десятилетия? Чем это может быть обусловлено?
- Перечислите основные понятия педагогической инноватики и уточните связи между ними.
- Можно ли выделить какие-то закономерности протекания инновационных процессов в педагогике высшей школы?
- Как влияет современная экономика на теорию и практику ВПО?
- Какие факторы сопутствуют инновационным процессам в ВПО, какие – противодействуют?
- Современную экономику нередко называют «экономикой знаний». В чем причина этого феномена? Как он связан с инновационными процессами в ВПО?
- Каковы основные направления обновления содержания и технологий образования в современных учреждениях ВПО?
- Представьте основные концепции и проекты инновационных процессов в профессиональном образовании: в чем их общность и существенные различия?
- Что такое научно-методическое сопровождение деятельности преподавателя высшей школы и в чем состоит его необходимость?
- Как Вы понимаете «педагогическую и инновационную культуру преподавателя высшей школы»? В чем она заключается?
- Как оценить степень готовности преподавателя ВПО к инновационной и исследовательской деятельности?
- В чем состоит специфика университетского (учебно-научно-педагогического) комплекса в соотношении с классическим университетом?
- Представьте типологию инновационных и исследовательских процессов в учреждении ВПО в соответствии с их предметом, уровнем, направленностью.
- Какую роль играют информационные и дистанционные образовательные технологии в модернизации педагогики высшей школы? Каковы стимулы и ограничители роста?