V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Процесс изучения курса предполагает соединение трех составляющих.
5.1. Лекции.В связи их крайне ограниченного объема представляют собой систематические обзоры основных аспектов педагогики высшей школы. При этом аспиранты получают лишь концептуальные и обобщенные представления о сущности, направлениях и формах инновационной педагогической деятельности будущего преподавателя высшей школы
5.2. Самостоятельная работа аспирантов.На нее отводится большаячасть времени. Она представляет собой процесс накопления студентами опыта чтения и комментирования текстов статей, опыта создания инновационных проектов по педагогике высшей школы.
5.3 Семинары-практикумыпредставляют собой смысловой центр курса и выполняют сразу несколько функций:
1. уточнение и детализация тех или иных высказанных на лекциях представлений. Исходя из этого, эффективность каждого семинара может быть достаточно объективно оценена как преподавателем, так и самими аспирантами – в зависимости от того, насколько полными и содержательными оказались решения поставленных проблем;
2. выступление аспирантов с краткими обзорами прочитанных текстов, характеризуя их с критических позиций;
3. формулировка индивидуальных заданий проектного типа, выполнение которых может быть связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью аспиранта. В этом качестве могут использоваться:
- задания на проведение микроисследований (составление анкет и проведение анкетирования по тем или иным актуальным проблемам, наблюдение за качественными характеристиками процессов, интервьюирование преподавателей или экспертов);
- задания на разработку элементов программно-методического и дидактического обеспечения тех или иных инновационных курсов;
- задания на разработку методических указаний по реализации каких-либо учебных курсов в вузе, создание проектной документации для инновационных образовательных проектов.
Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе:
· доклад по материалам статьи (исследования);
· проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения аспирантов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
· анализ конкретных ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить обучающихся с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
· дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;
· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.
В качестве итоговой аттестации по курсу наиболее предпочтительным вариантом является зачет (формы его проведения могут быть различными).
Вопросы для зачета