Методика вовлечения в общение

Вовлечения партнера в общение можно добиться с помощью целого ряда приемов. Рассмотрим некоторые из них:

Накопление согласий (выбор нейтрального материала, избежание противоречий в начале общения, преимущественное внимание к объектам согласия). Выбор нейтрального материала в начале общения позволяет человеку успокоиться, привыкнуть к обстановке общения. Но кроме этого, если тема разговора будет близка партнеру по общению, составляет его увлечение, то он может быть признателен коммуникатору за то, что его признают как носителя определённой информации. У каждого человека есть потребность быть признанным через ту информацию, которой он обладает, и когда эта потребность удовлетворяется, возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций.

В начале общения рекомендуется избегать противоречий, так как в противном случае возникают элементы противостояния и коммуникаторы воспринимают друг друга как стрессор, раздражитель. Если реципиент воспринимает коммуникатора как стрессор, то у него происходят измене­ния в организме: повышается давление, учащается пульс, выделяется больше желудочного сока и т.д. Чтобы человек был готов к положительному взаимодействию ему надо дать время успокоиться. В этом случае лучше изменить тему разговора, выйти из него и вернуться к этому разго­вору спустя некоторое время. Человек успокоится, изменится ситуация вокруг вопроса и будет больше шансов решить его положительно.

Сближающее обращение («Мы»). Этот прием позволяет сблизить позиции людей и установить более тесный контакт. Например: «Мы – работники ФССП - …)

«Разговаривание» партнера. Это – постановка мягких вопросов, активное слушание, накопление согласия, избежание противоречий. Например, накопление согласий - это метод ведения диалога, известный как «метод Сократа», когда происходит накопление согласий по общим вопросам и человек по инерции говорит «да» по спорному вопросу.

Терпеливое слушание. Иногда, для расположения партнера по общению достаточно просто молча выслушать то, что он говорит, высказывая одобрение по тому или иному разделу его информации.

Активное слушание. Активизация вербальной активности собеседника с помощью невербальных средств.

Нейтрализация настороженности, успокоение партнера (умение критиковать, спорить). Умение критиковать является одним из основных элементов общения. Сама по себе критика является довольно болезненным элементом воздействия. Критика направлена на изменение какой-то составляющей в структуре личности, а личность - структура довольно статичная и подобное воздействие воспринимает болезненно. Кроме этого иногда человек выбирает неправильную тактику критики и еще более усугубляет негативное впечатление от подобного воздействия. Рекомендуется критику построить из трёх фаз. Первая фаза должна носить позитивный характер. Здесь можно вспомнить всё положительное о партнере. Вторая фаза - это критика, негативные моменты, которые Вас не устраивают. Третья фаза должна быть позитивной. При такой организации беседы значительно больше шансов сохранить позитивные отношения между партнерами по общению (середина беседы, как правило, в деталях не запоминается), ослабить действие нежелательных установок.

Рассмотрев механизм взаимодействия судебного пристава по ОУПДС в процессе общения, приёмы и правила установления и поддержания психологического контакта, можно сделать вывод о том, что сознательное использование закономерностей общения помогает более эффективно решать служебные задачи. Как показывает опыт, обычно судебный пристав по ОУПДС при решении служебных вопросов используют не более 2-3 приёмов для формирования позитивного климата общения. Расширение знаний и опыта в этой области существенно повышает успешность профессиональной деятельности.