Психотехника визуальной диагностики собеседника

В одном из научно-популярных фильмов был показан следующий эксперимент. Рядом с парадным подъездом одного из учреждений стояла деревянная лестница у окна второго этажа. Из окна вылезал человек, одетый в концертный фрак, белую рубашку с бабочкой и вытаскивал контрабас. Прохожие на улице помогли ему спуститься и все разошлись. Во втором случае из окна вылезал человек, одетый в рабочий комбинезон, и вытаскивал из окна контрабас. На него никто не обратил внимания. В третий раз из окна вылезал человек, одетый в помятые брюки, пиджак был одет прямо на майку, без рубашки, на голове – мятая кепка, и тоже вытаскивал контрабас. Прохожие его задерживали для выяснения личности. Таким образом, видно, как сработал стереотип восприятия ситуации, вызванный оценкой того, как был одет человек.

К норме – признаку, по которому мы судим о других, – относится и взгляд человека. Через взгляд человек передает массу информации о себе. Замечено, что начальник смотрит в глаза подчиненному смелее и чаще, чем подчиненный в глаза начальника. Таким образом, начальник «говорит» о том, что он на социальной лестнице стоит выше подчиненного. Известен такой опыт: двух молодых женщин знакомят между собой. Одну представляют, как молодого кандидата наук, а другую, как абитуриентку-неудачницу. Замечено, что кандидат наук смотрит в глаза абитуриентке неудачнице смелее и чаще, чем это делает абитуриентка.

Известно также, что человек говорящий смотрит в глаза человек слушающему в начале фразы и в конце. Если он будет смотреть в глаза без отрыва, то он потеряет мысль. На этих особенностях строились советь такого специалиста в области общения, как В. Торнболя, который читал лекции о человеческом магнетизме в Санкт-Петербурге в 1900 году. Он говорил, что если Ваш начальник устраивает Вам разнос и испытывает от этого удовольствие, чтобы вывести его из состояния равновесия, когда он говорит, старайтесь с ним взглядом не встречаться. Смотрите на его одежду, прическу, галстук и так далее. Но когда вы говорите что-то в ответ, то выберите точку на переносице этого человека и смотрите на эту точку. В силу того, что нарушаются нормы, человек начинает чувствовать себя «не в своей тарелке» и желание общаться с вами у него пропадает. Но вам легче, так как вы смотрите ему не в глаза, а на точку на переносице.

Установлено, что передача информации в непосредственном общении происхо­дит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38%, и за счёт невербальных средств (мимика и пантомимика) на 55%. Профессор Бердвиселл пришел к выводу, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения (без слов). Восприятие человека как коммуникатора осуществляется через различные признаки, наиболее значимыми среди которых являются:

1. Анатомические (строение отдельных частей и деталей тела, головы, туловища, лица
и т.п.).

2. Функциональные (особенности походки, жестикуляции, мимики, речи, манер и привычек).

3. Сопутствующие (приметы одежды, обуви, украшений и любых других вещей, которые человек постоянно использует).

При рассмотрении механизма общения необходимо обратить особое внимание на составляющую в структуре личности, которая участвует в процессе общения у коммуникатора и у реципиента. Эта составляющая называется «чувством собственной значимости» или самооценкой личности.

Занижение шкалы самооценки личности в результате критики может привести к самозащите личности, которая может выразиться в неприятии информации или источника информации. Например, начальник критикует подчиненного за ошибки при составлении отчёта. Защита подчинённого может выражаться следующим образом: «Вы с этим отчётом работаете 2 часа, а я работаю 2 недели и знаю его лучше Вас!» (отрицание информации начальника), «Вы у нас работаете 1 год, а я работаю на своем месте уже 10 лет и знаю свою работу!» (отрицание начальника как источника информации). Причем вслух подчинённый может высказать совсем другое, но подумает именно так.

Известно, что, занимая позицию «родителя», человек начинает учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать, становится человеком, знающим все на свете, имеющим на все свою точку зрения. Он не сомневается ни в чём, за всё отвечает, со всех требует и в то же время, всех защищает, утешает и т.д. С позиции «взрослого» личность трезво мыслит, тщательно взвешивает, логически анализирует, не поддается настроениям, не переживает и т.д. С позиции «дитя» человек становимся безудержным, непредсказуемым, бунтующим, протестующим, нелогичным, импульсивным, послушным, лживым и т. п. Он может смеяться, плакать, гневаться и даже топать ногами.

Почему личность становится на одну из этих позиций? Потому, что ей кажется, что с данной позиции она может добиться от других людей того, что является целью общения. Но, с другой стороны, свою позицию нередко навязывает другая сторона, другой человек, а он может с этим не согласиться. И это приводит к конфликтам. Например, начальник, рассмотрев отчёт, который ему принес его подчинённый, может встать на позицию «родителя» и обратиться к подчиненному со следующими словами: «Ну что ты тут нагородил? Разве можно так составлять отчет? Откуда эти цифры? Почему они не стыкуются?» (СТИМУЛ). Подчинённый может ответить в том же ключе: «Извините, я здесь ошибся, я быстро всё исправлю и далее буду внимателен». Подчиненный в этом случае оправдал ожидания начальника и в ответ на его стимул с позиции «родителя» ответил реакцией с позиции «дитя». (РЕАКЦИЯ 1). Проблем при таком общении, как правило, не возникает. Однако, подчинённый может ответить и несколько в ином аспекте.

Например, «А почему вы со мной разговариваете в таком тоне? Кто вам дал право обращаться ко мне на «ты»? Если я в чем-то виноват, то можете наказать меня, но извольте обращаться ко мне так, как положено!» (РЕАКЦИЯ 2). При таком ответе подчиненный со своей позиции «родителя» обращается к «детскому я» своего начальника и отвечает неадекватно ожиданиям своего руководителя, что может привести к конфликту.



in/footer.php"; ?>