Тактика действий судебных приставов по ОУПДС при получении сообщения о готовящемся террористическом акте.

Следует учитывать, что на практике реальным взрывам с использованием взрывных устройств редко предшествуют устные или письменные сообщения.

При этом существуют в основном два обстоятель­ства, при которых реальная угроза предварительно доводится до избранного объекта:

- преступник (преступное сообщество) осуществил закладку взрывного устройства, но не желает ненужных жертв и разрушений;

- он (преступник, преступное сообщество) заинтересован в том, чтобы посеять панику, которая нарушила бы привычный ритм деятельности судебного учреждения, где заложено взрывное устройство.

О реальности угрозы взрыва во многом можно судить по содержанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер необходимо знать о правилах ведения переговоров.

Спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда в получить от преступника дополнительную информацию, особенно в ситуациях, когда преступник сам стремится предотвратить ненужные жертвы.

Так если сообщить ему, что в здании находится много людей и их эвакуация потребует значительного времени, возможно, он может представить сведения о месте закладки взрывного устройства, силе его заряда или о взрывном механизме.

Переговоры можно строить следующим образом.

С целью удержания преступника на телефонной линии как можно дольше, необходимо:

1. Попросить его повторить сообщение и обязательно записать (на бумаге, с использованием магнитофона и т.п.) каждое сказанное им слово, обращая особое внимание на место, время и характер предполагаемого теракта.

2. При наличии дополнительных каналов связи сообщение должно приниматься не одним, а несколькими сотрудниками.

3. Если позвонивший не называет точное место закладки взрывного устройства и времени взрыва, следует самому спросить его об этом.

4. Особое внимание при телефонном разговоре должно уделяться фоновым шумам, например звуку проезжающих автомашин, музыки или любым другим звукам, которые могли бы помочь определить место, откуда был сделан звонок; оттенкам голоса звонившего (женский, мужской), его тон (спокойный, возбужденный), акцент, речевые особенности (заикание, картавость и т.д.), лексические особенности (жаргон, профессионализмы, нетрадиционные произношения общепризнанных терминов и т.д.).

5. Ни в коем случае не вешать трубку телефона на рычаг, даже если разговор был прерван по инициативе звонившего.

6. Если сообщение об угрозе взрыва было сделано письменно, необходимо сохранить все материалы (конверт, упаковку, контейнер), и имеющие улики (отпечатки пальцев, почерк и т.п.) для последующей идентификации автора послания.

Если же у вас есть основания полагать, что данное письмо (записка, послание и т.п.) является подозри­тельным, то можно следовать рекомендациям, утвержденным Письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 8 ноября 2001 г. N 18/29- 394 "О мерах по обеспечению противодействия биологическому и химическому терроризму".

Что такое " подозрительное письмо (бандероль) "?

Некоторые характерные черты писем (бандеролей), которые должны удвоить подозрительность, включают:

1. Адресованы кому-либо, кто уже не работает в вашей организации, или имеют еще какие-то неточности в адресе.

2. Не имеют обратного адреса или имеют неправильный обратный адрес.

3. Необычны по весу, размеру, кривые по бокам или необычны по форме.

4. Помечены ограничениями типа "Лично" и "Конфиденциально".

5. В конвертах прощупываются не характерные для письма утолщения или торчат проводки, конверты имеют странный запах или цвет.

6. Почтовая марка на конверте не соответствует обратному адресу города и государства, нетипичные марки и неизвестные штампы на конвертах.

7. Наличие на конверте следов жира (следы маслянистых взрывчатых веществ).

Что делать, если вы получили подозрительное письмо:

- не вскрывайте конверт;

- положите его в пластиковый пакет;

- положите туда же лежащие в непосредственной близости с письмом предметы.

- сообщите об этом факте старшему группы, который немедленно свяжется с соответствующими службами;

- убедитесь, что все, кто трогал письмо (бандероль), вымыли руки с водой и мылом.

В случае если по телефону, письменно, устно или иным способом было получено сообщение о заложенном взрывном устройстве, то состав дежурной группы судебных приставов по ОУПДС должен начать его поиск и обрамит, внимание, в первую очередь, на вызывающие подозрение посторонние, случайно оказавшиеся в зоне поиска, предметы (понятие подозрительных предметов и методику их поиска см. выше).

Действия судебных приставов по ОУПДС, обнаруживших неизвестный предмет, должны в первую очередь зависеть от того, имеются ли у них основания считать этот предмет искомым взрывным устройством.

В ситуациях, если есть основания полагать, что обнаруженный предмет представляет собой то или иное взрывное устройство, не следует прикасаться к нему вообще. Лучшим решением будет немедленно отойти на безопасное расстояние, сообщить об этом председателю, старшему группы и обеспечить его оцепление и закрытие всей прилегающей зоны. При этом безопасное расстояние должно определяться с учетом объема подозрительного предмета.

Однако высокая степень опасности может вызвать необходимость экстренной эвакуации и без предварительного осмотра. В этом случае председатель суда принимает решение об объявлении перерывов в ведущихся судебных заседаниях и поручает администратору суда провести эвакуацию согласно имеющемуся плану.

Администратор суда доводит распоряжение председателя суда до председательствующих в судебных заседаниях и старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

Требование освободить помещение или здание суда должно выдвигаться поэтапно во избежание паники и давки, при этом следует продумать, нужно ли называть настоящую причину эвакуации или же, чтобы избежать негативных последствий, произвести эвакуацию под каким-либо благовидным предлогом, например, проведением учений по пожарной безопасности или другим техническим основаниям.

Старший наряда судебных приставов по ОУПДСориентирует наряд на проведение эвакуации, обращая внимание на то, что указание должно быть выполнено всеми без исключения сотрудниками и посетителями. При необходимости он также оказывает содействие начальнику конвоя в осуществлении эвакуации спец контингента. Впредь до прибытия сотрудников правоохранительных органов, старший наряда силами подчиненных судебных приставов по ОУПДС, организу­ет наружную охрану (оцепление) здания суда, в дальнейшем
действует по указаниям председателя суда, старшего судебного пристава и руководителя оперативного штаба.

Судебный пристав по ОУПДС, получив указание о проведении эвакуации, обходит отведенный ему для осмотра участок здания (этаж) или помещения, обеспечивая выполнение указания. При этом он обращает внимание сотрудников на необходимость закрытия (опечатывания) служебных сейфов, оставив при этом кабинеты открытыми.

В ходе эвакуации необходимо рекомендовать посетителям и сотрудникам, чтобы они сами забирали свою ручную кладь. При этом оставленные предметы следует рассматривать как подозрительные, подлежащие детальному осмотру.

Убедившись, что все сотрудники и посетители покинули вверенный ему участок, судебный пристав по ОУПДС выдвигается к выходу из здания и в дальнейшем действует в соответствии с расчетом на случай чрезвычайных ситуаций. Аналогичный порядок эвакуации предполагается также и в случаях внезапно произведен­ною взрыва, поджога с поправками на возникшие последствия. При незначительных последствиях здания, проведя эвакуацию, администратор суда вместе с нарядом судебных приставов по ОУПДС своими силами организуют тушение пожара до прибытия сил Государственной противопожарной службы МЧС России. В случае сильного или полного разрушения здания основные усилия должны быть сосредоточены на спасении пострадавших, включая оказание первой помощи до прибытия медработников.