УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ТОВАРНОГО (КОММЕРЧЕСКОГО) КРЕДИТА

Формирование принципов привлечения товарно­го (коммерческого) кредита и определение основ­ных его видов

Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита

Оптимизация условий привлечения товарного (коммерческого) кредита

Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита

Обеспечение эффективности использования товарного (коммерческого) кредита

Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту

Рисунок 9.13. Основные этапы разработки политики привле­чения предприятием товарного (коммерческого) кредита.

2. Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита.Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов. При его расчете используется следующая формула:

Динамика этого показателя за ряд предшествующих периодов и его корректировка с учетом разработанных принципов привлече­ния товарного (коммерческого) кредита позволяют определить сред­ний срок использования этого кредита в плановом периоде.

3. Оптимизация условий привлечения товарного (коммерчес­кого) кредита.Процесс такой оптимизации предусматривает разра­ботку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредит­ных отношений с постоянными хозяйственными партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможнос­тями широкого использования коммерческого кредита; по обеспече­нию увеличения среднего периода использования коммерческого кре­дита; по совершенствованию видов кредита в разрезе хозяйственных партнеров и других.

4. Минимизация стоимости привлечения товарного (коммер­ческого) кредита.Задачей финансовых менеджеров является мини­мизация стоимости привлечения каждого коммерческого кредита в соответствии с алгоритмами ее оценки. Механизм управления сто­имостью товарного (коммерческого) кредита основан на соотноше­нии показателей размера ценовой скидки при осуществлении налич­ного платежа за продукцию (в пределах установленного расчетного срока) и периода предоставления этого кредита.

а) размером ценовой скидки — чем ниже этот размер, тем со­ответственно ниже (при прочих равных условиях) будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на предприятие.

Пример;Два предприятия-поставщика предлагают поставку своей продукции на условиях предоставления то­варного кредита на период два месяца. На первом из этих предприятий действует ценовая скидка за наличный платеж в размере 5%, а на втором — 10%. Подставляя эти данные в приведенную формулу, определим среднегодовую стои­мость товарного кредита, выраженную десятичной дробью:

По первому предприятию-поставщику:

0,05 360

1-005Х60

= °'316

31'6%

По второму предприятию-поставщику:

0,10 360 Х~60~

= °'667 (иЛи 66'7%

1-010

Из приведенных данных видно, что стоимость товар­ного кредита ниже на первом предприятии, предлагающем меньший размер ценовой скидки.

б) периодом предоставления отсрочки платежа — чем выше этот период, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на

предприятие.

Пример: Два предприятия-поставщика предлагают поставку своей продукции на условиях предоставления товарного кредита. Первое предприятие установило пре­дельный период кредитования в размере двух месяцев, а вто­рое в размере трех месяцев. На обеих предприятиях дей­ствует ценовая скидка за наличный платеж в размере 6%.

Подставляя эти данные в приведенную формулу, опре­делим среднегодовую стоимость товарного кредита, выра­женную десятичной дробью:

По первому предприятию-поставщику:

0,06 360 1-006Х~60~ = °'383

38'3% в

По второму-предприятию поставщику:

0,06 1-00690

360 Х~~ = °'255

25>5%

Из приведенных данных видно, что стоимость товар­ного кредита ниже на втором предприятии, предлагающем более высокий период отсрочки платежа.

Минимизируя стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита необходимо руководствоваться следующим критерием — ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна пре­вышать уровень ставки процента закраткосрочный банковский кре­дит с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется при­влечение банковского кредита для расчета с поставщиком).

5. Обеспечение эффективного использования товарного (ком­мерческого) кредита.Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммер­ческого кредита. Регулятором уровня эффективности в этом случае выступают увеличение среднего периода использования коммер­ческого кредита или уменьшение среднего периода обращения сфор­мированных за его счет запасов товарно-материальных ценностей. 6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному (ком­мерческому) кредиту.При превышении среднего периода исполь­зования коммерческого кредита над средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких расчетов обычно не возникают. В противном слу­чае для расчетов должны быть привлечены дополнительные источни­ки денежных активов (по крупным кредитам в этом случае формиру­ется специальный денежный фонд). Расчеты по коммерческому кредиту включаются в разрабатываемый платежный календарь и контролиру­ются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия со стороны кредито­ров (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низ­кого качества, требования прекращения хозяйственных отношений с конкурентами продавца и т.п.).