Лекция: Экологические проблемы современности (2 часа)

План:

1. Понятие «равновесия и устойчивости биосферы». Понятие «цивилизационных разнообразий». Первый глобальный (общепланетарный) конфликт в истории антропогенеза: столкновение цивилизаций, главное отличие которых сводилось к различию духовных миров и представлению о месте личности в общественных структурах. Первая промышленная революция.

2. Альтернативы восстановления равновесия. Экологический императив как социокультурный феномен: значение и смысл. Суть «экологического императива» Н.Н. Моисеев.

3. Вопрос о сущности человека в представлениях Платона об идеальном государстве, в мечте Кампанеллы о Городе солнца, в рассуждениях Т. Гоббса об устройстве общества-организма, в забегающих на сотни лет и тысячелетия вперед утопиях В.Ф. Одоевского, Г. Уэллса, Д. Оруэлла, И. Ефремова.

4. Зависимость цивилизаций и их эволюция от изменения природных факторов. Причины таких изменений: с вариациями климата, увеличением антропогенного давления на окружающую среду, и т.д.

5. Опасность беспредельного наращивания насилия общества над природой в целом и над природой человека (Ж-Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Э.Фромм). Характер взаимодействия природы-человека, человека-общества, общества-природы.

6. Общая теория систем, которая служит стержнем исследования по экологии человека (Людвига фон Берталанфи). Системный анализ, системный подход. Положения общей теории систем. Антропоэкосистемы различного уровня - от глобального до локального и даже микролокального. Глобальная антропоэкосистема – антропоэкосфера. Предмет научного поля биоэкологии и геоэкологии. Становление мировоззрения универсального эволюционизма, представленного в трудах В.И. Вернадского, И. Пригожина, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Урманцева. Представленная Тейяр де Шарденом схема универсальной эволюции Вселенной: преджизнь (неживая природа), жизнь (живая природа), мысль (разум), сверхмысль (в виде развития разума людей до прямого космического восприятия).

7. Мыслители «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, М.А.Умов, В.Иванов; B.C. Соловьев, С.Л. Франк, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев) о смысле истории как разворачивании Космозамысла в Универсуме (П. Сорокин, К. Ясперс, А. Тойнби, Н. Моисеев, А. Урсул).

8. Представления Н.Бердяева и представителя философии гуманизма Э. Фромма о «заданности» Личности.

9. Экологический императив и многообразие форм социокультурного опыта. «Этнографическая» концепция цивилизации (Т. Жуффруа). «Этно-историческая концепция цивилизации» (Ф. Гизо).