Превращение
Во время работы над этой главой я получил удивительное письмо, в котором ученик средней школы поведал о драматичном изменении, происшедшем с его учительницей математики. Я настолько заинтересовался, что связался с этой учительницей и попросил более подробно познакомить меня с ее опытом. Это была действительно драма (почти мелодрама), и я подумал: не буду ее использовать, дабы не вызывать определенно отрицательную реакцию у читателей, которые могут решить, что эта история слишком хороша, чтобы быть
Часть 1.Трудности и возможности
правдой. Однако дальнейшее размышление привело меня к выводу, что внезапное изменение, случившееся с этой учительницей за несколько недель, очень похоже на более постепенное изменение, которое я наблюдал у многих учителей на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Поэтому я решил представить материалы, полученные и от ученика, и от учительницы. Изменены только имена. Вот некоторые фрагменты из письма Пита:
• Ровно два месяца и одиннадцать дней тому назад в нашей школе произошло чудо. В тот понедельник, 9-го марта, одна учительница вошла в класс совершенно другим человеком. Да, миссис Уинни Мур (учительница алгебры и геометрии) переменилась. ...Мы садимся в круг и учим друг друга. И на этих уроках мы не просто учим математику. Мы учимся жизни. ...Как я уже сказал, Уинни изменила мой взгляд на жизнь. У меня теперь есть цель, ради которой стоит трудиться, — я стану учителем и буду работать этим замечательным новым способом. ...Теперь я могу общаться с другими людьми; я гораздо лучше лажу со своими родителями; я серьезно забочусь о многом и замечаю многое из того, на что никогда раньше не обращал внимания. Все эти изменения во мне произошли из-за этого нового метода.
Пит привел в своем письме высказывания нескольких других учащихся, прошедших через тот же самый опыт. Некоторые из них я процитирую позднее. Должен признать, что моя первая реакция на все это была такой: «Что же, черт побери, стряслось с этой учительницей?» Через несколько недель я написал ей, чтобы выяснить все это, а заодно спросить, не участвовала ли она в работе «группы встреч» (encounter group), что иногда может вызывать резкое изменение подобного рода. Она ответила, что такого опыта у нее не было, но она хочет рассказать о некоторых событиях, предшествовавших изменению ее поведения в классе. Посещая зимой вечерние курсы консультирования, она прочла неко-торые мои работы и познакомилась с теми качествами, которые я нахожу продуктивными как для учения, так и для личностного роста: подлинностью (или реальностью), глу-боким эмпатическим пониманием и теплым, исполненным
Глава 3.Может ли учитель в классе быть самим собой? 101
любви принятием человека таким, какой он есть. Вот строки из ее письма:
* Эти понятия заинтриговали меля и, к собственному изумлению, я смогла применить их на следующей неделе. Ко мне домой пришел один мой весьма неблагополучный ученик. Полю пятнадцать лет, он употребляет наркотики. Я ощутила его отчаянную потребность с кем-то пообщаться и почувствовала, что Бог назначил этим «кем-то» меня. (Уверена, что этот феномен может быть полностью объяснен б психологических терминах.) Я старалась слушать его на всех возможных уровнях до тех пор, пока не впитала его трудности до почти невыносимой степени. Вдруг я осознала, как больно ему жить. Еще более меня потрясло осознание того, как он чувствовал себя в качестве учащегося моего класса. Я усугубляла его боль. Я видела, как он страдает во время одной из моих контрольных работ. И это стало моей болью тоже.
В среду на той же неделе я участвовала в ролевой игре на вечерних занятиях по консультированию. За неделю до этого меня выбрали на роль клиента с личными проблемами. Я играла глубоко неблагополучного человека, подумывающего о самоубийстве. Я убеждена, что играла попеременно то Поля, то себя. Женщина, исполнявшая роль консультанта, с удивлением сказала мне: «Если вы можете делать это, то вы можете все». Мне показалось, что она готова расплакаться. Затем, в пятницу 6-го марта, мне пришлось пройти через экстраординарный опыт: мой муж Джон помог мне общаться с Полем. Мы трое сели на пол, и Джон сказал, что мы должны быть предельно честны друг с другом, даже в том случае, если это будет трудно. Я долго не могла заговорить. У Поля в глазах появились слезы, поэтому я придвинулась и стала шептать ему на ухо. Я не помню всего, что сказала, но слова приходили очень легко. Я сказала: я уверена, что ты пытался убить себя. (Впоследствии он рассказал мне о четырех или пяти попытках самоубийства.) Я сказала также, что не хотела бы видеть его таким одиноким и подавленным. Он рассказал мне, что никто раньше не проявлял заботу по отношению к нему. Чуть позднее я испытала такое облегчение от этого общения, что почувствовала себя наполненной энергией и силой. Я действительно установила контакт с кем-то! Сила, которую я почувствовала, казалось, влилась в Поля. Я как-то случайно встретила подобное описание в тексте по психологии личности, где говорилось об «океаническом чувстве» по Маслоу: открытость зрению безграничных горизонтов, ощущение того,
что ты одновременно более сильный и более беспомощный, чем когда-либо раньше, чувство огромного экстаза, удивления и благоговейного трепета, потеря ощущения себя во времени и пространстве и, наконец, убежденность в том, что происходит нечто предельно важное и ценное, так что благодаря таким переживаниям субъект до некоторой степени преобразуется и укрепляется даже в своей повседневной жизни.
Именно это я и пережила! Четыре дня я была охвачена каким-то фантастическим чувством. Я не могла оставаться той замурованной учительницей, которой была. Мне необходимо было изменить манеру преподавания, чтобы быть искренней с самой собой. Традиционный способ преподавания наносил мне ущерб. Я должна была также показать Полю, что могу меняться, а значит и он может меняться. В следующий понедельник я изменила все свои уроки (о чем мои ученики уже рассказали вам). Поль был очень зависим от меня в течение нескольких месяцев, однако теперь наши отношения смягчились и переросли в дружбу. Он, похоже, стал более независимым и уверенным в общении с одноклассниками.
Так вот что с ней случилось! Она прошла через опыт обращения, сопровождавшийся глубокими эффектами. (Я всегда с подозрением отношусь к обращениям, вызванным внешними обстоятельствами — вдохновенной речью оратора или давлением группы, однако обращения, вызываемые внутренними переживаниями, представляют собой нечто иное и име-ют тендендию к устойчивости.) Работа, которую она и ее муж проделали с Полем, может вызвать вопросы у многих читателей. Была ли она достаточно квалифицирована, чтобы консультировать мальчика, имеющего такие серьезные нарушения? По моему мнению, альтернативный поступок — отправить назад мальчика, решившегося прийти к ней за помощью, определенно травмировал бы его, и я рад, что она взяла на себя этот риск. Она должна была в подлинном смысле психически подключиться к нему, чтобы интуитивно узнать, что он готов совершить самоубийство. Я расцениваю ее исходное обращение к нему, сделанное шепотом, как в самом деле очень рискованное и оправданное только тем фактом, что ее интуиция оказалась точной. Я чувствовал бы себя гораздо комфортнее, если бы она общалась с ним значительно более осторожно. Но как бы мы ни рассматривали ее
Часть 1.Трудности и возможности
Глава 3.Может ли учитель в классе быть самим собой? 103
консультационные сессии с Полем, они оказали на нее большое влияние. Она позволила себе войти во внутренний мир одного из своих учащихся и не только ощутила ту боль, которую он испытывал, но и ту боль, которую она причинила ему в классе. (Представьте себе, как бы все изменилось, если бы каждая учительница хоть на несколько мгновений почувствовала, что переживает каждый ученик на ее уроке!) Это глубокое эмпатическое вовлечение в общение с Полем заставило миссис Мур изменить весь способ ее существования в классе. О том, насколько очевидным было это изменение, свидетельствуют высказывания других учащихся, два из которых приводятся ниже:
• Мальчик из ее класса. То, что произошло на уроке гео
метрии, невозможно описать словами на бумаге. Но все это
произошло, потому что миссис Мур была честна с нами и с
самой собой и сделала этот маленький шаг. То, что этот ша
жок принес мне, и классу, и моему образованию, и моему
взгляду на жизнь, — просто невозможно адекватно высказать.
Я узнал так много о таком множестве людей в этом классе, и
я захотел учить геометрию.
• Из письма девочки к миссис Мур. ...Я пришла к убежде
нию, что учителя — это роботы, запрограммированные на то,
чтобы травмировать людей. В конце концов, я поняла, что дол
жна отгородиться и не слушать их, иначе они застращают
меня до потери сознания. ...Моя учительница математики в
третьем классе обзывала меня тупой, ленивой и неблагодар
ной, если я как-то не так отвечала во время устного опроса
или не понимала задание на дом. Она так меня запугала, что,
когда наступало время выполнения теста, я так боялась пол
ностью провалиться, что каждый раз действительно провали
валась. Родители думали, что все это происходит из-за того,
что я недостаточно занимаюсь, поэтому лишили меня всех
привилегий, и я должна была отправляться спать в 7.30 вече
ра, чтобы набраться сил перед следующим ужасным днем в
школе. ...Это было как сон — учительница, которая, наконец,
понимает, что ее ученики нуждаются в ней и хотят, чтобы она
была их другом и помогала им понять массу запутанного и
загадочного! Выходя после Вашего урока, я чувствовала, что
хочу кричать каждому встречному, что есть человек, которо
му я не безразлична.
Часть 1. Трудности и возможности
Я убежден, что такое быстрое изменение учителя и клас-са очень редкое и крайне необычное явление. Но вне зависимости от того, происходит ли изменение медленно и постепенно или же в короткий промежуток времени, на учащихся это производит ошеломляющее впечатление. Встретить учителя, с которым можно общаться в классе как с человеческим существом — это переживание не только драгоценно само по себе, оно дает толчок и усвоению материала, и самопониманию, и совершенствованию общения с одноклассниками.