Дисциплина и учение, сфокусированные на учителе
* Опрос * Упражнение и тренировка * Демонстрация * Дискуссия * Группы сотрудничества * Направляемое открытие * Контракты * Ролевые игры * Проекты * Исследование * Самооценивание |
Учительский тип: учитель направляет и* Лекция контролирует извне поведение учащихся Роль учителя директивна
Совместный тип учитель и учащиеся сотрудничают в разработке позитивной учебной среды в классе Роль учителя полудирективна
Собственный тип: учащиеся обнаруживают внутреннюю самодисциплину и нуждаются в минимальном непосредственном надзоре со стороны взрослых Роль учителя недирективна
Дисциплина и учение, сфокусированные на учащемся
Часть III.Для учителя
Глава 12.Есть ли дисциплина в классах?
и учения к другому. Устойчивое изменение требует и времени, и всесторонней поддержки. Если есть поддержка и возможность на опыте опробовать новые подходы к дисциплине и обучению, то постепенное продвижение от одного полюса шкалы к другому реалистично и вполне достижимо.
Роль учителя изменяется вместе с типом обучения. Таким же образом и в то же самое время изменяется и роль учащегося. Учитель и учащийся становятся со-учениками. В конечном счете, учащиеся имеют возможность учиться в пределах всей шкалы. Учителя и учащиеся, имеющие больший опыт человекоцентрированного учения, становятся частью сообщества творческих учеников, обладающих самодисциплиной. А такие ученики способны на гораздо большее, нежели усвоение информации; они могут создавать будущее и совершенствовать прошлое.
Другие источники
Дисциплина как предмет обсуждения рассматривалась в данной главе с особой точки зрения. Об управлении классом и дисциплине написаны сотни книг. Приводимая ниже небольшая выборка публикаций поможет учителям, стремящимся создать самодисциплину в своих классах:
Curwin R., Mendler A.N. Discipline with Dignity. Washington, D.C., 1988.
Freiberg HJ. A School That Fosters Resilience in Inner-city Youth // J. of Negro Education. Yearbook Edition. Vol. 62. № 3. Washington, D.C.: Howard Univ. Press, 1993.
Freiberg HJ. Consistency Management: Cooperative Strategies for Active Learning. Houston: Univ. of Houston, 1994.
Glasser W. The Quality School: Managing Students without Coercion. N.Y.: Harper Collins, 1992.
Jones V., Jones L. Comprehensive Classrooms Management:
Motivating and Managing Students. 3d ed. Boston: Allyn and Bacon,
1990.