Активное самоуправляемое учение

Глава 12. Есть ли дисциплина

В человекоцентрированных классах?

Хороший вопрос. Его часто задают учителя, родители и представители школьной администрации, не имеющие опы­та человекоцентрированного обучения. Да, в человекоцент­рированной учебной среде дисциплина существует. Это — са­модисциплина.

В более широком жизненном контексте самодисциплина предполагает знание себя и своих действий, необходимых для личностного роста и развития. Большинство учителей нацелено на развитие самодисциплины, но многие идут по неверному пути. Слишком часто формы сотрудничества с уча­щимися (в котором так нуждаются учителя) не способствуют реальному вовлечению учеников в учебный процесс. Уста­навливая порядок, учителя не соотносят свои требования с требованиями учащихся к учебному процессу. Дисциплина задается, а не создается. Эта разница и определяет различия между традиционной и человекоцентрированной учебной средой.

Самодисциплина строится в течение некоторого времени, она проистекает из многообразного личного опыта. Не суще­ствует какого-то единого пути (модели или программы), при­водящего к самодисциплине всех учащихся. Самодисципли­на требует такой учебной среды, которая обеспечивает воз­можность учиться на собственном опыте (в том числе и на опыте собственных ошибок) и рефлектировать этот опыт. Но что же представляет собой самодисциплина и как она дости­гается? Возможно, наилучший способ ее описания — это приведение примеров из школьной жизни.


Примеры из школьной жизни

Активное самоуправляемое учение

• Учащиеся этого (активного) второго класса работают в
четырех учебных центрах, расположенных в разных частях
классной комнаты. В письменном центре четверо ребят описы­
вают бабочек, которых они видели сегодня днем. В этом центре
есть место только для четырех учащихся, и поэтому еще двое
ждут своей очереди. Они поглядывают на доску, установлен­
ную рядом с этим центром, и видят, что «все билеты прода­
ны». Они смотрят также на таймер и видят, что у двух облада­
телей «билетов» сеанс работы в этом центре заканчивается че­
рез 10 минут. Они записывают свои имена на маленькой (раз­
мером с тетрадку) доске, чтобы зарезервировать для себя мес­
та в данном центре. Затем они идут к книжному шкафу и дос­
тают книжки, которые начали читать еще вчера.

Выбор, организация своего времени, постановка целей и определение приоритетов, а также поддержание ощущения порядка все это части самодисциплины. Очень малень­кие дети могут замечательно раскрыться в среде, где есть од­новременно и свобода выбора, и структура, организация. Не­которые организационные формы обусловлены ограниченно­стью пространства, времени и количества учебных материа­лов. Слишком часто встречается организация, которая уст­раивает лишь отдельных учащихся или же только учителя, но организация, приемлемая для всех, встречается крайне редко. Описанная выше форма организации позволяет избе­жать ненужных конфликтов между детьми, желающими по­заниматься в письменном центре, и способствует полноцен­ному выбору. Ученики этого класса свободны выбирать мес­то работы, принимать решения относительно того, чем зани­маться в течение дня и как взаимодействовать друг с другом. Учитель предоставляет им структуру, однако учащиеся сво­бодны выбирать внутри этой структуры.