Активное самоуправляемое учение
Глава 12. Есть ли дисциплина
В человекоцентрированных классах?
Хороший вопрос. Его часто задают учителя, родители и представители школьной администрации, не имеющие опыта человекоцентрированного обучения. Да, в человекоцентрированной учебной среде дисциплина существует. Это — самодисциплина.
В более широком жизненном контексте самодисциплина предполагает знание себя и своих действий, необходимых для личностного роста и развития. Большинство учителей нацелено на развитие самодисциплины, но многие идут по неверному пути. Слишком часто формы сотрудничества с учащимися (в котором так нуждаются учителя) не способствуют реальному вовлечению учеников в учебный процесс. Устанавливая порядок, учителя не соотносят свои требования с требованиями учащихся к учебному процессу. Дисциплина задается, а не создается. Эта разница и определяет различия между традиционной и человекоцентрированной учебной средой.
Самодисциплина строится в течение некоторого времени, она проистекает из многообразного личного опыта. Не существует какого-то единого пути (модели или программы), приводящего к самодисциплине всех учащихся. Самодисциплина требует такой учебной среды, которая обеспечивает возможность учиться на собственном опыте (в том числе и на опыте собственных ошибок) и рефлектировать этот опыт. Но что же представляет собой самодисциплина и как она достигается? Возможно, наилучший способ ее описания — это приведение примеров из школьной жизни.
Примеры из школьной жизни
Активное самоуправляемое учение
• Учащиеся этого (активного) второго класса работают в
четырех учебных центрах, расположенных в разных частях
классной комнаты. В письменном центре четверо ребят описы
вают бабочек, которых они видели сегодня днем. В этом центре
есть место только для четырех учащихся, и поэтому еще двое
ждут своей очереди. Они поглядывают на доску, установлен
ную рядом с этим центром, и видят, что «все билеты прода
ны». Они смотрят также на таймер и видят, что у двух облада
телей «билетов» сеанс работы в этом центре заканчивается че
рез 10 минут. Они записывают свои имена на маленькой (раз
мером с тетрадку) доске, чтобы зарезервировать для себя мес
та в данном центре. Затем они идут к книжному шкафу и дос
тают книжки, которые начали читать еще вчера.
Выбор, организация своего времени, постановка целей и определение приоритетов, а также поддержание ощущения порядка — все это части самодисциплины. Очень маленькие дети могут замечательно раскрыться в среде, где есть одновременно и свобода выбора, и структура, организация. Некоторые организационные формы обусловлены ограниченностью пространства, времени и количества учебных материалов. Слишком часто встречается организация, которая устраивает лишь отдельных учащихся или же только учителя, но организация, приемлемая для всех, встречается крайне редко. Описанная выше форма организации позволяет избежать ненужных конфликтов между детьми, желающими позаниматься в письменном центре, и способствует полноценному выбору. Ученики этого класса свободны выбирать место работы, принимать решения относительно того, чем заниматься в течение дня и как взаимодействовать друг с другом. Учитель предоставляет им структуру, однако учащиеся свободны выбирать внутри этой структуры.