ГЛАВА 6. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
По мнению некоторых авторов, групповая работа имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной. Группа дает возможность подростку или юноше преодолеть иждивенческие ожидания, центрированные на психологе-консультанте. Попытки повысить самооценку суицидального клиента с помощью индивидуальных консультаций, как правило, оказывается малоэффективным, так как доводы психолога нередко воспринимаются как обусловленные выполнением им своего профессионального долга. Высказывания же «товарищей по несчастью», эмоционально окрашенные и подкрепленные отношениями взаимопомощи, оказываются более действенными. Группа отражает неосознаваемые учащимся негативные особенности общения, не всегда проявляемые им в индивидуальном общении с психологом, обеспечивает конфронтацию неприемлемому поведению. Наконец, группа предоставляет учащемуся возможность оказывать помощь другим участникам, клиент при этом переживает чувство компетентности и нужности, крайне полезное для преодоления психологического кризиса.
В качестве показаний для проведения групповой работы Г.В. Старшенбаум выделяет следующие:
· Наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобнавления при ухудшении кризисной ситуации.
· Выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, установлении высокозначимых отношений взамен утраченных, необходимость создания жизненной перспективы, разработки и опробования новых способов адаптации.
· Готовность обсуждать свои проблемы в группе, рассматривать и воспринимать мнения участников группы.
Личностью, склонной к суицидальным формам поведения, может быть любой психически здоровый учащийся, не имеющий суицидального поведения, но у которого присутствуют тревожные показатели (такие, например, как повышенный уровень личностной тревожности, агрессивности – то, что может привести к саморазрушающему поведению) в силу действующих факторов. В связи с этим тренинговые группы играю важную профилактическую и коррекционную роль в снижении данных показателей.
Тренинговые занятия привлекают не только диагностическими, обучающими, развивающими, профилактическими и коррекционными возможностями, но также и разнообразием методических приемов. В работе тренинговой группы всегда присутствует два плана, две стороны – содержательная (соответствует основной содержательной цели тренинга) и личностная (групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника).
Организация психологических тренингов должна строиться исходя из следующих условий:
· Состав группы разнороден по полу, что снимает представления о половой уникальности собственных кризисных проблем, расширяет возможности для взаимодействия.
· Основу группы должны составлять учащиеся без выраженного суицидального риска. Однако группы могут состоять только из подростков и юношей, имеющих суицидальные наклонности.
· Оптимальное количество человек – 8-10 (до 12) учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа.
· Тренинг проводится в специализированном помещении (желательно, в комнате психологической разгрузке).
· При необходимости занятия в тренинговых группах проводятся параллельно с индивидуальным консультированием.
Психологические тренинги с учащимися, имеющими суицидальные наклонности, необходимо строить, исходя из следующих целей:
1. Коррекция отношений к «Я».
2. Коррекция отношения к другим.
3. Коррекция коммуникативных особенностей.
4. Коррекция отношений к жизни.
Таким образом, группы психологического тренинга дают реальную возможность учащимся обрести новые жизненные ресурсы, сделать шаг к новому видению людей и понять, что наша жизнь во многом зависит от того, как мы ее воспринимаем.