II. Диагностика межличностных отношений в коллективе.

Цель: практика обучения и воспитания в учебных учреждениях НПО, СПО имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения, которые могут привести к суициду. Педагогу-психологу необходимо знать, какие взаимоотношения складываются между учащимися, учащимися и педагогическими работниками, социально-психологический климат в коллективе учащихся и педагогов.

Рекомендуемые психологические методики:

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

2. Методика «Q-сортировка» В. Стефансон;

3. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто;

4. «Оценка социально-психологического климата в педагогическом коллективе» (метод полярных профилей) (Е.И. Рогов);

5. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (Фрустрационный тест) С. Розенцвейга;

6. Тест описания поведения Томаса;

7. Метод социометрических измерений (социометрия) (Е.С. Кузьмин, Я.Н. Коломинский, В.А. Ядова и др.;

8. Микроисследование «Атмосфера в группе».

С помощью представленных методик можно определить:

· Особенности межличностного поведения.

· Способы реагирования в конфликте.

· Рабочую атмосферу в учреждении.

· Психологический климат в коллективе.

· Отношение к учреждению.

III. Диагностика семейных отношений

Цель:большое значение в формировании суицидальных наклонностей у учащихся имеют семейные отношения. Психологический климат в семье, его специфическая морально-психологическая атмосфера, играет важную роль в решении каждой семьей ее воспитательных задач. Условием формирования нормальных взаимоотношений в семье является высокий уровень взаимной информированности родителей и подростков для адекватного представления о личностных особенностях друг друга.

Рекомендуемые психологические методики призваны помочь педагогам-психологам выявит особенности семейных взаимоотношений путем тестирования, как учащихся, так и их родителей:

1. Рисуночный тест «Семья животных», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи».

2. «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.

3. «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ))