Применяется в тех случаях, когда требуется обеспечить работу

электродвигателя со сверхноминальной скоростью. Такой режим работы электродвигателя предусмотрен в ряде серийно выпускаемых комплектных электроприводов типа ЭПУ1-2Д, КТЭ и др. Управление ДПТ осуществляют по цепям якоря и возбуждения, причем в обеих зонах задающим воздействием является лишь напряжение задания скорости. В первой зоне диапазон регулирования ограничен номинальным значением скорости, во второй – максимальным для данного типа электродвигателя. В табл. 8.1. приведены области изменения основных координат системы двухзонного регулирования скорости.

Табл. 8.1.

Параметр w M eд Ф
1-я зона w £ w н M £ M н eд £ eдн Ф = Ф н
2-я зона w > w н M < M н eд = eдн Ф< Ф н

 

Изменение координат СУ ЭП в функции скорости двигателя представлено на рис. 8.13. В 1-ой зоне магнитный поток двигателя поддерживается номинальным, допустимое значение электромагнитного момента равно номинальному. Во второй зоне постоянным поддерживается э.д.с. двигателя, а магнитный поток и момент двигателя изменяются в обратно пропорциональной зависимости от скорости, поскольку eд = Се Ф w,

M=СмФi. Таким образом, применение двухзонного регулирования целесообразно в тех случаях, когда момент нагрузки механизма на верхних скоростях меньше, чем на скоростях ниже номинальной. При этом ток якоря

и потребляемая мощность двигателя не превышают допустимых значений. Функциональная схема системы двухзонного регулирования скорости приведена на рис. 8.14.

 

 
 

Рис. 8.13. Изменение координат СУ ЭП в функции скорости

 

Система управления содержит два взаимосвязанных канала:

- регулирования скорости электродвигателя в обеих зонах;

- стабилизации э.д.с. двигателя на номинальном уровне во второй

зоне.

 

 


 

Рис. 8.14. Функциональная схема системы двухзонного

регулирования скорости

 

В первой зоне регулирования скорости э.д.с. двигателя ниже

номинального значения. Модуль напряжения обратной связи по э.д.с.

меньше напряжения задания номинальной э.д.с., т. е. /Uдэ / < Uзэ,н . При этом регулятор э.д.с. (РЭ) находится в режиме насыщения, причем блок ограничения (БО) формирует задание номинального тока возбуждения (магнитного потока) двигателя.

Во второй зоне w >wн, а следовательно, в динамике возникает ситуация, когда /Uдэ / > Uзэ,н. РЭ выходит из режима ограничения, снижает Uзтв, а значит, ток возбуждения и магнитный поток двигателя. В итоге э.д.с. двигателя стабилизируется на номинальном уровне, а магнитный поток устанавливается на уровне, обратно пропорциональном скорости двигателя.

Датчик э.д.с. реализован на основе измерения напряжения на якоре и тока якоря двигателя (первый метод измерения э.д.с.). Делительное устройство (ДУ), установленное на выходе РС, обеспечивает оптимальную настройку контура регулирования скорости за счет деления Uрс на сигнал, пропорциональный текущему значению магнитного потока.

Настройку контуров регулирования канала регулирования скорости производят так же, как в системе с однозонным регулированием (см. раздел 8.1.2). Настройку контуров регулирования канала стабилизации э.д.с. производят на ТО. Передаточная функция оптимального регулятора возбуждения имеет вид [2]:

где Rв , Tв - активное сопротивление и постоянная времени цепи обмотки возбуждения двигателя;

Tв,т - постоянная времени контура вихревых токов, Tв,т » 0,1 Tв ;

Tmв - эквивалентная малая постоянная времени замкнутого контура регулирования тока возбуждения, Tm в » Tтпв ;

Kтпв, Tтпв - коэффициент передачи и постояння времени тиристорного преобразователя возбуждения (тиристорного возбудителя) – ТПВ;

Kв - коэффициент обратной связи контура регулирования возбуждения.

Передаточная функция оптимального регулятора э.д.с. имеет вид:

 
 

где Tm э - эквивалентная малая постоянная времени замкнутого контура регулирования э.д.с. двигателя, Tm э » 2Tm в ;

Kв,э– коэффициент передачи цепи “ток возбуждения – э.д.с. двигателя”, Kв,э = Deд / D iв =wв Kф Се w н.

Если измерение э.д.с. двигателя производится с малой инерцией

(Tя,ц » 0), например с применением тахометрического моста, то регулятор э.д.с. имеет И-структуру.

 

8.5. Системы регулирования положения рабочего органа

Системы регулирования положения исполнительных органов машин и механизмов имеют широчайший диапазон приложений. Они применяются для стабилизации положения различных платформ в условиях качки их оснований (системы стабилизации положения), для позиционирования схватов манипуляторов промышленных роботов, позиционирования инструментов координатно-расточных станков (позиционные программные системы регулирования положения), для механической обработки поверхности различных изделий техники токарно-фрезерными станками (контурные программные системы регулирования положения), в качестве систем наведения антенн, оптических радиотелескопов, ракет (следящие системы управления положением) и т.п. Диапазон мощностей исполнительных двигателей САР положения очень широк - от единиц ватт до единиц мегаватт.

Системы стабилизации положения, контурные и следящие САР функционируют, как правило, в режиме малых отклонений координат, т. е. их координаты не достигают предельно допустимых значений. Применительно к позиционным системам различают три режима их функционирования и, соответственно три режима перемещений:

- режим малых перемещений;

- режим средних перемещений;

- режим больших перемещений.

При малых перемещениях скорость двигателя w не достигает рабочей

максимальной скорости (w < w max), ток двигателя i не достигает значения тока ограничения (i<imax). В режиме средних перемещений скорость двигателя не достигает рабочей максимальной скорости, но ток двигателя может достигать значения тока ограничения (i £ imax). В режиме больших перемещений скорость двигателя и ток двигателя могут достигать максимальных значений (i£imax, w£w max). Графики перемещения исполнительного органа, скорости и тока двигателя для этих режимов приведены на рис. 8.15.

 

 
 

Рис. 8.15. Графики перемещения рабочего органа, скорости и тока

якоря двигателя в позиционной САР: а) режим малых

перемещений; б) режим средних перемещений; в) режим

больших перемещений

 

Заметим, что время позиционирования исполнительного органа в режиме малых перемещений является неизменным, не зависящим от величины перемещения (рис. 8.15а). САР положения при этом остается линейной. В режимах средних и больших перемещений время позиционирования зависит от величины перемещения и САР становится нелинейной (рис. 8.15 б,в).

САР положения призвана обеспечить оптимальное автоматическое перемещение исполнительного органа рабочей машины из некоторой начальной позиции в некоторую конечную. В позиционных САР траектория движения исполнительного органа не имеет существенного значения и в качестве датчиков положения часто с успехом могут использоваться дискретные датчики типа конечных выключателей. Напротив, в следящих САР, контурных СЧПУ требуется непрерывный контроль отклонения положения от заданного значения. Автоматическое регулирование положения в этом случае реализуют с применением аналоговых (непрерывных) или дискретных (цифровых) САР положения с подчиненными контурами регулирования координат электроприводов.

В качестве датчиков положения используются сельсины, вращающиеся

трансформаторы, индуктосины, многооборотные потенциометры, импульсные, цифровые датчики и др. В ряде случаев для повышения точности работы САР контроль положения осуществляют датчиками грубого и точного отсчетов (при больших отклонениях положения от заданного значения работает система грубого отсчета, в диапазоне малых рассогласований – система точного отсчета).

Ниже будут рассмотрены нашедшие наибольшее применение аналоговые САР положения с непрерывным контролем перемещения вдоль всего пути позиционирования рабочих органов механизмов.