Рынок и проблемы конкуренции

Рынок — это сфера обмена то­варами и услугами, механизм, сводящий вместе потребителей и производителей, персонифицирующих собой спрос и предложение. Но в отличие от такого общего понимания, рынок можно определить и как сферу реализации товарно-денежных отношений, которая обусловлена общественным разделением труда, частной собствен­ностью и вытекающей отсюда необходимостью обмена результа­тами деятельности людей посредством купли-продажи товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей.

В приведенных определениях обнаруживается ряд функций рынка, в частности связь его агентов (продавцов и покупателей) и согласо­вание их экономических интересов, выявление степени обществен­ного признания полезности продукта и приоритета потребителей над производителями, обеспечение маркетинговой информацией учас­тников рыночных отношений, достижение равновесной сбалансиро­ванности ресурсов и потребностей, включение во внешнеэкономи­ческую среду, а также ряд инфраструктурных функций (биржи, на­логи, реклама, аудит и т.п.). Осуществление этих функций, или иначе —функционирование рыночного механизма, можно представить сле­дующей моделью кругооборота продуктов, ресурсов, доходов (рис. 2).

Рис. 2. Функционирование рыночного механизма

 

Эта модель, по сравнению с индивидуальными рынками, отража­ет их совокупность, сведение в два агрегированных рынка по своему назначению (продукты, ресурсы), она характеризует взаимо­связь между субъектами рыночных отношений (домохозяйства, предприятия), в ней представлены важнейшие потоки (доходы — расходы, ресурсы — продукция). Здесь выделен частный сектор, экономики, исключающий вмешательство государства. Домохозяй­ства, состоящие из одного или нескольких лиц, владея ресурсами, снабжают ими непосредственно или косвенно (как собственники торгово-промышленных фирм) предприятия, которые изготавливают продукцию. В свою очередь, предприятия оплачивают эти ресурсы, чтобы затем производить и продавать собственные товары. Та­ким образом, одни субъекты на рынке ресурсов выступают со сто­роны предложения, другие - со стороны спроса. И, наоборот, их интересы меняются при переходе к рынку продуктов. Соответ­ственно, и те, и другие получают доходы и несут расходы.

Вместе с тем в экономической теории, кроме разграничения рын­ков по их назначению (не только как в данной модели, но и име­ется в виду наличие денежного рынка, других специфических рын­ков), а также по их географическому признаку (внутренний, реги­ональный, мировой рынок), принято различать рынки совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. Например, если фирма является единственным производителем конкретного това­ра (ситуация монополизма), то она имеет возможность непосред­ственно влиять на продажную цену. Но если товар производят сотни фирм, то ни один производитель не сможет повлиять на его цену. В данном случае, если бы фирма подняла цену, то она по­теряла бы своих клиентов. При монополии кто бы не нуждался в конкретном товаре, ему приходиться покупать этот товар у един­ственной фирмы по цене, которую она назначает. Выходит, что фирмы ведут себя по-разному в разных ситуациях. Форма рын­ка, в которой они действуют, определяет их поведение.

Поэтому основными формами рынка принято считать: рынки, где возможна чистая или совершенная конкуренция, и монополизиро­ванные, или рынки, где существует несовершенная конкуренция. При этом под конкуренцией понимается стремление субъектов рыночной экономики использовать более выгодные условия для покупки или продажи товаров и услуг. Если, например, имеет мес­то избыток товаров и услуг, то возникает конкуренция между про­изводителями, поскольку спрос и цена товара выше равновесной. Напротив, при дефиците товаров и услуг, когда спрос превышает предложение и цена ниже равновесной/возникает конкуренция между потребителями. Отсюда следует, что в первом случае мы имеем понятие цены предложения — это предельная минимальная цена, по которой производители готовы продать товар, во втором случае -- понятие цены спроса как предельной максимальной цены, за которую потребители согласны приобрести товар. Закономер­ность здесь такова: конкуренция через все атрибуты рынка как бы сводит спрос и предложение к равновесию, где рыночная цена не может быть выше цены спроса или ниже цены предложения.