ТЕМА №9: НАСТОЙКИ. СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Цель: ознакомить студентов с настойками как лекарственной формой, их характеристикой, классификацией, номенклатурой, технологией, стандартизацией, условиями хранения, применением в медицине.

Задачи обучения:

- сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);

- способствовать овладению навыками получения настоек различными способами (операциональный компонент); составления лабораторных регламентов производства настоек;

- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);

- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство ароматных настоек (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);

- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.

Основные вопросы темы:

1. Что представляют собой настойки?

2. Какими способами получают настойки?

3. В чем заключается способ мацерации?

4. Из каких стадий складывается процесс перколяции?

5. В чем заключается способ дробной мацерации?

6. Укажите соотношение исходного сырья и готовой настойки при приготовлении их из различного растительного сырья.

7. В чем заключается способ очистки полученных настоек?

8. По каким показателям проводят стандартизацию настоек?

9. Объясните условия хранения настоек.

10. Какую аппаратуру применяют для приготовления настоек?

11. Приведите примеры фармакопейных настоек.

12. Сколько настойки должно получиться из 1 кг травы пус­тырника, 1 кг листьев красавки?

13. Какие фармакопейные настойки готовят способом мацера­ции? Назовите основные технологические операции.

14. В чем заключается особенность изготовления настойки мяты?

15. Можно ли отпустить настойку, в которой при хранении вы­делился осадок?

16. Как поступают с настойками, если установлена завышенная концентрация действующих веществ?

17. Приведите примеры настоек для внутреннего и наружного применения.

Форма обучения:лабораторное занятие

Методы обучения и преподавания:работавмалых группах, защита эссе, разбор учебного материала по методу «SWOT-анализа», тестирование.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Приготовление настоек.

Задание 1. Приготовить 80—200 мл настойки мето­дом перколяции, дробной мацерации или другим мето­дом, указанным в индивидуальном плане.

Задание 2. Из отработанного растительного сырья рекуперировать этанол методом вытеснения водой или отгонкой с водяным паром (согласно индивидуальному плану) и определить его количество и концентрацию.

Задание 3. Провести очистку настойки.

Задание 4. Провести стандартизацию настойки.

Задание 5. Составить материальный баланс по действующим веществам или этанолу.

Задание 6. Составить номенклатурный список настоек. Ука­зать экстрагент, концентрацию этанола в нем, дейст­вующие вещества и числовые показатели настоек, при­менение и дозы.

Настойка пустырника (Tinctura Leonuri) ГФ X ст. 688

Травы пустырника измельченной 200 г

Спирта 70% до получения 1 л настойки

Описание. Прозрачная жидкость зеленовато-буро­го цвета, слабо ароматного запаха, горьковатого вкуса.

Сухой остаток не менее 1,4%.

Содержание этанола не менее 64%.

Хранение. В хорошо укупоренной таре, в про­хладном, защищенном от света месте.

Применение. Успокаивающее средство.