Тема 9. Стоимость компаний и ценностно-ориентированный менеджмент

Модель оценки корпорации

Максимальное увеличение акционерной стоимости должно быть главной задачей менеджмента любой частной фирмы. Однако чтобы максимально повысить стоимость фирмы, менеджерам необходим инструмент для оценки влияния различных вариантов их действий. Таким инструментом является модель оценки корпорации, которая представляет собой приведенное значение свободных денежных потоков, порождаемых ее бизнесом и дисконтируемых по средневзвешенной стоимости капитала.

Корпоративные активы всегда бывают представлены двумя активами: операционными (operating) и неоперационными активами (nonoperating assets). Операционные активы, в свою очередь, делятся на установленные, действующие активы (assets-in-place) и опционы (options) роста, развития и т. п. Действующие активы включают основные фонды: землю, здания, машины и оборудование, оборотные активы, прежде всего денежные средства в кассе, материально-производственные запасы и дебиторскую задолженность, а также нематериальные активы, такие как патенты, лицензии, сформировавшийся набор клиентов, репутация, ноу-хау и т. д.

Для основной операционной деятельности компаний решающее значение играют операционные активы. Более того, компании могут в значительной мере оказывать влияние и управлять их стоимостью, в то время как стоимость неоперационных активов крайне редко поддается управлению с их стороны. Следовательно, ценностно ориентированное управление строится на принципах оптимизации оценки и управления именно операционными активами.

 

Оценка стоимости операций

Стоимость фирмы в целом составит стоимость ее операций плюс стоимость ее неоперационных активов. В табл. 9.1 и 9.2 приведены фактические за 2007 год и прогнозные на период с 2008 по 2011 год данные финансовой отчетности компании.

 

Таблица 9.1