Философские основания профессиональной этики сотрудников и работников таможенных органов
1 Задания для самостоятельной работы
1*.Сравните определения свободы у Спинозы, Канта, Гегеля и Маркса.
2. Сопоставьте два понятия: «свобода от» и «свобода для».
3. Соотнесите сущностные характеристики личности с ее способностью брать на себя ответственность за свои решения и действия.
4*.Определите меру свободы и ответственности в служебной деятельности сотрудников (работников) таможенных органов.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Понятие свободы в истории философии
2. «Свобода от»и«свободадля». Свобода как познанная необходимость
3. Ответственность как атрибут личности. Диалектика свободы и ответственности.
4. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Детерминизм и индетерминизм.
5. Ответственность сотрудника (работника) таможенных органов как основание профессиональной этики
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Ответ на первый вопрос требует историко-философского экскурса, что позволит более определенно раскрыть диалектику свободы и ответственности личности. Следует помнить, что в европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Для античной философии – это необходимость космического порядка – логоса; средневековой – Воли и Разума Бога; Нового времени – законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе – свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации. Данный экскурс позволит ответить на вопрос: в чем заключается ценность свободы. Итог философских размышлений состоит в том, что ценность свободы – это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности). Свобода есть гуманистическая ценность, т.к. утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода – это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько сознательно личность выбирает и осуществляет лучшее из возможного.
При ответе на второй вопрос следует иметь в виду, что философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная – «свобода от» - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего пресекающего волеизъявление принуждения. Рекомендуется раскрыть эту тему через анализ концепции прав человека, сложившейся в западной гуманитарной мысли.
Положительная свобода – «свобода для» - это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в благоприятные (в свои). Желательно при рассмотрении этого вопроса опираться на анализ идеала Просвещения – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», - который был подхвачен К. Марксом и применен в коммунистической теории общества.
При подготовке к третьему вопросу следует иметь в виду, что социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть её естественное дополнение и условие реализации.
Ответственность отражает и выражает в основном нравственную необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.
Отвечая на четвертый вопрос, необходимо вспомнить, что полярность точек зрения на свободу и необходимость выражается в фатализме и волюнтаризме.
Фатализм - это мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Волюнтаризм - направление в социальной теории и практике, рассматривающее волю в качестве высшего принципа социального бытия и способа социального действия. Термин «волюнтаризм» употребляется для характеристики такой социально-политической практики, которая не согласуется с объективными законами исторического процесса, а определяется субъективными устремлениями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Антонимом термина «свобода» является слово «принуждение». Принуждение есть действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям, целям и интересам. Принуждение соотносится также с насилием. Насилие – такое принуждение, которое наносит вред и ущерб человеку, социальной общности.
Понятие «необходимость» выражает один из признаков закономерной связи явлений и процессов, предметов. При определении содержания рассматриваемых категорий следует обратить внимание на то, что противопоставление свободы принуждению или свободы насилию является принципиально важным, поскольку принуждение и насилие не тождественны необходимости.
Но свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости и ответственности.
Ответ на пятый вопрос должен основываться на самостоятельном размышлении студента, опираясь на пройденный теоретический материал и личный опыт.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.
3. Ильенков Э. В. Что же такое личность? - М., 1986.
4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.
6. Лотман Ю.М. Общество, культура, человек. - Воронеж, 1993.
7. Парсонс Г. Человек в современном мире. - М., 1985.
8. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. - М., 1986.
9. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что общего и в чем различие в понимании свободы у Б. Спинозы, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса?
2. В чем ценность свободы?
3. Кто ввел различие «свободы от» и «свободы для», и какой смысл оно имеет?
4. Свободна ли человеческая воля?
5. Где граница между свободой и ответственностью личности?
6. Как соотносятся сущностные характеристики личности и способность брать на себя ответственность за свои решения и действия?
7. Какова мера свободы и ответственности служебной деятельности сотрудников (работников) таможенных органов?