Краткий словарь философских терминов

Абсолют – ничем не ограниченный, не зависящий ни от чего. Абсолют близок к Богу, к субстанции, к тому, что называется Все. Абсолют объединяет собой все проявления материи и сознания. Абсолют может представляться в виде личностного начала и как безличностное Все. В восточной истории философии к абсолюту близки такие понятия как Атман, Брахман, Дао.

Абсолютная идея – основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей.

Абсолютная истина (лат. absolutus – безусловный) истина, которая дает полное, всестороннее, исчерпывающее знание объективной действительности.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое в самой действительности (абстрактное); процесс мысленного отвлечения от свойств и отношений изучаемого объекта (целого), с одновременным выделением тех свойств, которые интересуют познающего субъекта; процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, несущественного, случайного и выделяем общее, необходимое, существенное, создавая понятия и системы понятий.

Абстрактное мышление (лат. abstractio – отвлечение) – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в человеческом сознании предметов материального мира, их существенных сторон, связей и отношений.

Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей и закономерностей развития действительности.

Аксиология – (греч. axios – ценный + logos – учение) – теория ценностей – обобщенные представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремления, интереса.

Аксиома (греч. axioma) – исходное положение, которое не нуждается в доказательстве, так как является совершенно очевидным и лежит в основе доказательства иных положений.

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Альтернативы диалектики - противоположные диалектике концепции развития, способы духовного освоения мира, т. е. противоположные диалектике мировоззренческие и методологические установки (синергетика, метафизика, негативная диалектика, неотомистская аналектика).

Анализ -метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части.

Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

Антисциентизм – философская позиция, отрицающая притязания науки на предельное знание.

Антагонизм (греч. antagonisma — спор, борьба) - непримиримое противоречие.

Антагонистические противоречия (греч. antagonisma - борьба, спор) - это противоречия между субъектами, коренные свойства (интересы) которых не совпадают, диаметрально противоположны.

Антропный принцип– положение о необходимости рассматривать возникновение и эволюцию Вселенной в связи с человеком, взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект, начиная от связи физических параметров объективной действительности и феномена человека, и заканчивая приданием миропорядку особых нравственных характеристик, обосновывающих объективность космической миссии человечества.

Антитеза – выражение в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела».

Антропология – 1) естественнонаучная – теория происхождения и эволюции человека в мире живых существ; 2) философская – философия человека, выделяющая в качестве своего предмета проблему собственно человеческого бытия, природы человека и человеческой индивидуальности, смысла его существования.

Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - одно из главных понятий этики стоицизма, которое означает состояние душевного покоя, полной невозмутимости, когда чувства и страсти не мешают деятельности ума.

Апейрон(греч. apeiron - бесконечное, безграничное) - термин философии Древней Греции. У ранних философов - свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев - синоним материи.

Апокалипсис – пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.

Априорный(от лат. a priori - из предшествующего) - независимый от опыта, предшествующий опыту.

Артефакт (лат. arte - искусство + factus - сделанный) - искусственное создание человека, структурный элемент в системе «цивилизация - культура».

Архетип – термин, получивший широкое распространение в связи с аналитической психологией К.Г. Юнга. Первоначально архетип – образ, прообраз, начало. Согласно Юнгу, архетипы изначально встроены в психику человека и проявляются в ней через стереотипы поведения, массовые клише и штампы.

 

Базис (греч. basis - основа) - совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру данного общества.

Бессознательное – психическая жизнь человека, протекающая без участия сознания; мотивации человека, не проходящие через сознание и трансформирующие или искажающие сознательные мотивы поведения, навязывающие автоматизмы поведения.

Биологическое (греч. bio - жизнь) - понятие, которое характеризует способность живой природы приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Биологическое направление (греч. bio - жизнь) - течение в философии второй половины XX ст., общим признаком которого является перенесение биологических законов на общественную жизнь.

Биосфера (греч. bio - жизнь sphaira - шар) - земная оболочка, охваченная жизнью и имеющая в связи с этим своеобразную геологическую и физико-химическую организованность (известняки, горючее, ископаемые, кислород и т. п.).

Благо– то, что имеет положительное значение, ценно для телесного и духовного развития человека, удовлетворения его потребностей.

Бытие - философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, вне и независимо от сознания человека.

 

Вера – слово происходит от индоевропейского «вар», что означает жар, а также близко к «вервь» – веревка, соединяющая человека и Бога. Форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни, при которых они, не будучи собственным практическим или познавательным опытом, принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности.

Вещество - вид материи, представляющий собой совокупность дискретных образований, которые имеют массу покоя.

Верификация(лат. verus — истинный и facio - делаю) - доказательство, подтверждение; процедура, способ проверки истинности гипотез и теорий через опытные данные, полученные с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.

Взаимосвязь - категория, отражающая взаимоотношение и взаимодействие предметов и явлений в процессе движения и развития, возникновения и исчезновения.

Видимость - то, что искажает представления о сущности предмета, процесса.

Витальный (лат. vitalis) - жизненный, имеющий отношение к жизненным явлениям.

Внешние противоречия - противоречия между различными предметами, процессами или явлениями.

Внутренние противоречия - противоречия, выражающие взаимоотношение между противоположными тенденциями внутри предмета или явления. Это противоречия внутри одной сущности.

Возможность - философская категория для обозначения того, чего нет в действительности, но что может появиться в силу действия объективных законов материального мира.

Воля– способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля, согласно Платону, наряду с разумом и чувствами является составной частью души. Воля может пониматься как разумная и изначально добрая, как нейтральная по отношению к моральным ценностям или как разрушительная и агрессивная. Положенная в начало бытия, воля становится метафизическим абсолютом и тогда любой человеческий поступок будет рассматриваться как максимально волевой, слабо-волевой, безвольный.

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - направление в философии, которое провозглашает первоосновой бытия волю.

Восприятие - отражение предмета, явления в виде целостного чувственного образа, включающего в себя всю совокупность его свойств, качеств, сторон, которые отражены в ощущениях.

Время - одна из основных объективных форм существования материи. Время характеризует продолжительность существования процессов и явлений, последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем. В понятии времени отражаются такие свойства объектов, как их устойчивость и изменчивость, существование до, после и одновременно по отношению к другим объектам. Время характеризует необратимость: оно течет от прошлого через настоящее к будущему.

Всеединство – философский принцип, выражающий единство бытия, взаимопроникновение и раздельность его частей, их тождественность друг другу через общую принадлежность целому при сохранении качественной специфики отдельных частей. Принцип всеединства в его софиологическом варианте развивался В. Соловьевым. Всеединство подразумевает наличие софийного бытия, отличного как от божественного, так и от природного и выполняющего функцию связующего звена между ними. В нравственности всеединство схватывается как абсолютное благо, в познании – истина, в материи – красота.

Всеобщее- предельно широкое общее, характерное для всех явлений действительности.

Всеобщие законы - законы, действующие всегда и во всех без исключения явлениях и процессах мира - в природе, обществе и в мышлении.

Вульгарный материализм (лат. vulgaris - простой) - философское течение середины XIX в., упрощавшее и огрублявшее основные принципы материализма и, в частности, сводившее сознание к физиологическим процессам, протекающим в головном мозге.

 

Гармония (греч. harmonia - созвучность, согласие, противоположность хаоса) - философско-эстетичная категория, означающая высокий уровень упорядоченной многообразности, оптимальное взаимосоответствие разного в составе целого, которое отвечает эстетичным критериям совершенства, красоты.

Гедонизм (греч. hedone - удовлетворение) - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Гелиоцентризм (греч. helios - Солнце) - представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце.

Генезис (греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс зарождения и становления.

Геополитика - концепция, которая использует толкование данных физической и экономической географии для обоснования политики государств.

Герменевтика (греч. hermeneutikos - объясняющий, толковый) - в современном словоупотреблении герменевтика употребляется в трех значениях: 1) теория и практика толкования текстов; 2) течение в современной философии; 3) методология «наук о духе», главная задача которых - познание смысла. В XX в. герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в границах экзистенциализма, затем собственно в философской герменевтике. Герменевтика призвана уже не столько «понять» текст, сколько вложить в него новые «интерпретации».

Гилозоизм (греч. hyle - материя и zoe - жизнь) - философское учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что всем формам материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению.

Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - теоретическое предположение, сформулированное на основе ряда фактов, имеющее вероятностный характер и нуждающееся в доказательстве, в ходе которого она превращается в истинную теорию или становится заблуждением.

Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит само его дальнейшее существование и социальный прогресс: угроза термоядерной войны, возрастание социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре, загрязнение окружающей природной среды (экологическая проблема), стремительный рост населения в развивающихся странах, не обеспеченный продовольственными ресурсами (демографическая проблема), СПИД и т.д.

Глобальные проблемы вызваны к жизни стихийностью действия механизмов регуляции общества, ускоряющимся техногенным развитием современной цивилизации, неравномерностью исторического процесса, все большей взаимосвязанностью промышленного, экономического, политического и т.д. развития государств мирового сообщества.

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – слово) - теория познания – раздел философии, изучающий познание, его роль в человеческой жизнедеятельности, движущие силы, противоречивость познания, критерии и признаки истинных знаний. Она может быть рационалистической, эмпирической, сенсуалистической, дуалистической.

Гражданское общество – характеристика взаимосвязи общества и государства, возникающей и развивающейся в недрах индустриального общества: 1) общество экономически и политически свободных граждан, в отличие от подданных традиционного общества; 2) общество свободной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества; 3) общество добровольно организованных и спонтанно возникающих первичных самоуправляющихся общностей людей (семья, ассоциации, корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, конфессиональные и т.п. союзы и объединения); 4) общество конституционно-правовых гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) – система воззрений признающая человека в качестве высшей ценности развития общества и истории. В узком значении под гуманизмом понимают культурное движение эпохи Возрождения (Европа XIV – XVI вв.). Гуманизму противостоит религиозная позиция, ставящая Бога выше человека, а также философия объективизма. Гуманизм, согласно Хайдеггеру, излишне субъективирует мир, подстраивает его под человека.

 

Дарвинизм - научная теория происхождения видов животных и исторического развития живой природы Земли, основоположником которой является Ч. Дарвин.

Дедукция –метод получения частных выводов (посылок) путем восхождения от общего к единичному.

Действительность – то, что существует реально, объективно: 1) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 2) совокупность всех реализованных возможностей.

Детерминизм (лат. delermino - определяю) – материалистическое учение об обшей диалектической обусловленности явлений природы, общества и человеческой психики, в частности воли. Главным в детерминизме является положение о причинной обусловленности всех явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое (действие).

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, предметно-творческого преобразования действительности в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами человека. В ходе деятельности человек, сообразуясь с законами природы и общества, не только реализует поставленные цели, но и развивает собственные социальные силы, создает предметно-целостный мир культуры.

Диалектика – теория наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, претендующая на роль универсального метода мышления и действия. Центральное место в диалектике принадлежит идее диалектического противоречия как источника самодвижения и саморазвития объекта; диалектическое противоречие понимается как единство противоположных сторон объекта, одновременно и предполагающих и исключающих друг друга.

Догма (греч. dogma - точка зрения, учение, постановление) - положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным без доказательства, без учета конкретных условий.

Догматизм(греч. dogma - точка зрения, учение, постановление) - метод мышления, опирающийся на догмы, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений осуществляются без учета конкретной реальности, условий, места и времени.

 

Дуализм(лат. dualis - двойной) - философское учение, противоположное монизму, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального.

Дух(лат. spiritus - буквально: дуновение, дыхание, запах) - в философии понятие, означающее нематериальное начало. К духу относится все то, что приобщает человека к миру идей и относится к этому миру. Духовным называют человека, который в своих поступках ориентирован на абсолютные, положительные, нематериальные ценности. При этом можно быть не образованным, мало информированным, но оставаться человеком духовным. Духовное и душевное здесь сближаются. В философии Гегеля абсолютный субъект проходит в своем развитии стадию духа, которая находится между стадией разума и религии, а завершается этапом абсолютного знания. Традиционное понимание духовного в современном мире сводится к представлению и вычленению в культуре универсальных общечеловеческих ценностей. Сложность вызывает смешение философского и религиозного употребления слова «духовное». В христианстве - Дух – третья ипостась Божественной Троицы.

Духовная культура - совокупность форм общественного сознания, способов создания и использования духовных ценностей, форм коммуникации людей.

Духовное общение - деятельность людей по обмену и распространению знаний, по обмену чувствами, эмоциями, идеалами, волевыми стремлениями и т. п., т. е. образование и воспитание в широком смысле слова.

Духовное производство - понятие, характеризующее производство идей, знаний, представлений, художественных ценностей, необходимых в общественной жизни.

Духовные ценности - нормативная распорядительно-оценочная сторона явлений общественного сознания, которая выражается через соответствующие формы. Они служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Особое место здесь занимает культура, которую можно рассматривать как ценность интегрального порядка, поскольку она объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности и сама является способом реализации творческого потенциала человека.

Душа – понятие, использовавшееся в истории философии для обозначения внутреннего духовного мира человека, иногда – как синоним феномена психика.

 

Евразийство – философско-политическое направление в отечественной мысли, объясняющее своеобразие культуры и истории развития России особым географическим положением – на материке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.

Единичное - философская категория, отображающая неповторимое в предмете, явлении, то, что присуще только данному предмету, явлению.

Естественно-научные знания - знания об окружающем мире в виде логических понятий, суждений, теорий, построенных на фактах, а не на вере или домыслах.

 

Жизнь - существенный признак биологической и общественной форм движения материи. Важнейшими ее свойствами являются: раздражимость, развитие, способность размножаться, - в основе которых лежат процессы самообновления, связанные с поддержанием живой системой своей целостной организации путем обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Жизненный мир - понятие в поздней феноменологии Э. Гуссерля, фиксирующее значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъектности.

 

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений, высказываний познаваемому объекту, знания – действительному положению дел; источник заблуждений – ограниченность знания, неразвитость практики, абсолютизация тех или иных сторон познаваемого объекта или самих методов познания и т.п.

Закон - это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - этот закон выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которых непрерывные количественные изменения, достигнув меры, вызывают скачкообразные качественные изменения, которые, в свою очередь, определяют характер дальнейших качественных изменений.

Закон отрицания отрицания - этот закон показывает, что развитие имеет поступательный характер, происходит прогрессивно и спиралевидно, путем отрицания старого качества новым с удержанием всею характерного и существенного из старого и с относительным повторением его на более высокой ступени.

Закон диалектической противоречивости - всеобщий закон диалектики, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; диалектическая противоречивость дает внутренний импульс развитию, приводит к обострению противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового.

Закономерность – более широкое, чем закон, понятие. Если закон проявляет себя строго в конкретных условиях, то закономерность проявляется как взаимосвязь ряда законов.

Западничество – идейное движение, возникшее в 30-50-х гг. XIX века, решавшее проблему противо- и сопоставления России и Запада с позиций признания ведущей и моделирующей роли социокультурного развития западноевропейской цивилизации, сопряженного с системой либеральных и гуманистических духовно-практических ценностей, секуляризованной культурой и рационалистических ценностей, рационалистическим мышлением. В философский кружок «западников» входили или примыкали к нему В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.

Знак – предмет, явление, событие, символ, выступающие в качестве представителя другого предмета. Знак обладает значением. Значение, согласно Ф. Де Соссюру, это отношение между внешней стороной знака - «означающим» и «означаемым», смысловым содержанием знака. Означающее и означаемое – две стороны знака, как две стороны одного листа.

Знание – определенным образом организованная информация (совокупность сведений) о мире – в виде различного рода теорий, произведений искусства и т.п. Знание всегда рецептурно, технологично, т.к. указывает и описывает возможные способы действия с объектами.

 

Идеал (греч. idea - идея) – образец совершенства, вырабатываемый мышлением человека в процессе общественной практики вследствие критического отношения к действительности в соответствии с определенными общественными интересами.

Идеализм(греч. idea - идея) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального.

Идеальное(греч. idea - понятие) - характеристика онтологического статуса сознания, согласно которой сознание не воспроизводит действительность в виде копий, а фиксирует ее через выявление существенных, необходимых связей и через доведение параметров любого сущего к предельно возможному измерению.

Идеология (греч. idea - понятие + logos - учение) - составляющая теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, призвана создавать программы социальных действий и организовывать их реализацию. Идеология разрабатывается теоретиками-идеологами, общественными и политическими деятелями, существует в виде концепций, программ, призывов, лозунгов и др.

Идея (греч. idea - идея) - форма духовно-познавательного отражения определенных закономерных связей и отношений внешнего мира, направленная на его преобразование. По своему логическому построению идея является формой мышления, разновидностью понятия, содержание которого своеобразно объединяет в себе как объективное знание об окружающей действительности, так и субъективную цель, направленную на ее преобразование.

Идентификация – отождествление, чувства общности человека с объектом или другим человеком.

Изменение - существенный признак движения и развития, процесс возникновения отличий, исчезновение одних и появление других сторон (свойств, связей, отношений) в любом объекте, переход объекта от одного состояния в другое.

Имманентный (лат. immanens - свойственный, присущий) - внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.

Императив (лат. imperativus — повелительный) - безусловное требование, повеление; категорический императив - в этике Канта - всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от происхождения, социального положения и т. д., должны подчиняться.

Индетерминизм (греч. in - не и delerminare - определять) - отрицание причинной обусловленности явлений в мире.

Индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами.

Индивидуальное сознание - духовный мир конкретной личности, совокупность ее мыслей, чувств, направленности воли, интересов, привычек, отражающих особенности индивидуального бытия.

Индивидуальность (лат. individuum - неделимое, лицо) - неповторимое своеобразие свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других.

Индукция(от лат. inductio – наведение, настраивание) - метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности, движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах).

Индустриальное общество – общество, основанное на развитии крупного машинного производства; для него характерна ориентация на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.п. Это общество с ведущей ролью частной собственности и рынка как основного экономического регулятора общественных отношений, парламентской демократии и личной свободы.

Институт социальный (от лат. institutum - устройство, установление) – форма организации и регулирования человеческой деятельности, обеспечивающая устойчивость общественной жизни, состоящая из учреждений и организаций, совокупности норм и образцов поведения, системы поведения и действия в соответствии с этими нормами и установленной иерархией социальных ролей и статусов. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют: экономические институты (банк, биржа); политические (государство, партии); институты науки (академии); воспитательные; образовательные и т.д.

Интерес – целенаправленное отношение человека (социальной группы) к определенному объекту его потребности. Интерес зависит от условий бытия человека, отражает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира.

Интуитивизм(лат. intueri - внимательно смотреть) - разновидность иррационализма, усматривает в интуиции единственно достоверное средство познания.

Интуиция (лат. intueri - внимательно смотреть) – способ постижения истины путем прямого ее усмотрения, без знания ведущих к ней путей, без обоснования, путем доказательств.

Информационное общество – историческая ступень развития цивилизации, более точная характеристика постиндустриального общества с точки зрения его технологической основы – информационно-компьютерной, ведущей к доминированию информационных услуг во всех сферах общества. Социальные характеристики информационного общества – информированность различных социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации, высокий уровень образованности, широкие интеллектуальные возможности.

Иррационализм - философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт.

Искусство - специфическая эстетичная форма общественного сознания, в которой действительность отражается в художественных образах.

Истина – знания, соответствующие своему предмету, правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Основные свойства истины: объективность по внешнему источнику и субъективность по внутреннему содержанию и форме, процессуальность, конкретность, единство относительного и абсолютного.

Картина мира – целостный образ мира. Предполагается, что существует множество картин мира и все они «нарисованы» по своим собственным законам: картина мира Античности, картина мира Средневековья, картина мира подростков, первобытного человека.

Категория(греч. katcgoria — высказывание, признак) – наиболее общие понятия (формы мышления), воспроизводящие основные свойства и отношения действительности и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. В категориях закрепляется предшествующий опыт человечества. Философские категории выражают всеобщие характеристики объективного мира в его целостности и развитии и одновременно являются ступенями познания, системой регулятивов познания и других видов деятельности.

Категорический императив - сформулированный Иммануилом Кантом «моральный закон», который гласит: осуществляй поступки только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она была постоянным всеобщим моральным законом (т. е. чтобы все другие могли также ею руководствоваться).

Каузальная связь (лат. causalis )– причинно-обусловленный.

Качество - выражает свойственную вещам специфическую определенность, которая тождественна с их бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей.

Количество - это такая определенность, в которой выражаются отличия однокачественных вещей или общность разнокачественных вещей, явлений.

Коммуникация – передача того или иного содержания (мысли, чувства и т.д.) между людьми или социальными группами через знаки, тексты и другие носители информации; социальный процесс, связывающий между собой социальных субъектов деятельности и общественных отношений.

Конвенциональный(лат. conventionalis - соответствующий договору, условию) - условный, принятый, соответствующий установившимся традициям.

Конкретное – философская категория, выражающая вещь или совокупность вещей в единстве всех своих сторон и связей, которые отражаются в познании как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). Конкретное – единство многообразного, синтез разносторонних определений, противоположно абстрактному.

Конкретность истины - свойство истины, выражающее зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или другим явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Консенсус (лат. consensus - согласие, единодушие) - согласованное, единодушное принятие решения.

Концепция (лат. conception - понимание, система) - система взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, толкования каких-либо явлений, событий; основная идея любой теории.

Конфликт(лат. conjlictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор.

Конформизм (лат. conformis - подобный) - приспособленчество, отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям.

Космизм – позиция, согласно которой дальнейшее развитие нашей цивилизации возможно лишь при достижении гармонии между человечеством и природой, понимаемой широко (как космос), гармонии на основе экологии и нравственности. Различают космизм религиозно-философский (Н. Федоров, С. Булгаков, И. Ильин) и естественнонаучный (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). Естественнонаучный космизм рассматривает происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами.

Космополитизм(греч. kosmopolites) - идеология мирового гражданства.

Космогния– учение о происхождении космических объектов, систем.

Космология – учение о Вселенной как целом и космической системе как ее части.

Креационизм (лат. creatio - создание) - религиозно-идеалистическое учение, объясняющее происхождение и многообразность мира «Божиим творением».

Критерий (греч. kriterion) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация, мера оценки.

Критика (греч. kritike - искусство суждения) - способ духов-ной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, раскрывая его противоречия, сильные и слабые стороны; различают негативную и конструктивную критику.

Культура (лат. cultura - обработка, воспитание, образование, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных достижений общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленных в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Контркультура – понятие, предложенное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам.

 

Легальный (лат. legalis - законный, от legis - закон) - законный, разрешаемый законом.

Либидо– одно из основных понятий психоанализа, означающее бессознательные сексуальные влечения, более широко – желания, стремления, страсть. По З. Фрейду, либидо выражается в различных символических формах научного и художественного творчества, не осознаваемых человеком. По К. Юнгу, либидо – психическая энергия, волевой порыв для преодоления трудностей и препятствий.

Личность - 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); 2) стойкая система социально значимых черт, которые характеризируют индивида как члена того или другого общества или сообщества. В первоначальном значении термин личность (персона) означал маску, при помощи которой актер в древнегреческом театре исполнял определенную роль (ср. личина у скоморохов). Каждый индивид как личность – результат существующих общественных отношений и предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Логос (греч. logos - слово, понятие, разум, закон) - в древнегреческой философии всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония.

Логический позитивизм - направление в философии позитивизма, который основывается на толковании задач и проблем современной формальной логики.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо не соответствующих действительности обстоятельств и представлений в истину.

 

Мальтузианство- социологическая доктрина, базирующаяся на системе взглядов на закономерности воспроизведения народонаселения; названа по имени английского экономиста и священника Томаса Мальтуса, который утверждал, что возрастание народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а увеличение средств существования - в арифметической, вследствие чего возникает «абсолютное перенаселение».

Манихейство –религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, свет и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси.

Маргинальность – пограничность, периферийность социального явления по отношению к традиции. В истории культуры маргинализм существовал всегда, однако, только в ХХ веке маргинальность сама для себя стала теоретической проблемой. Маргинализм выявляет «слабые места» и границы всего нормального и классического в культуре. Маргинализм проявляется в деятельности маргинальных художников, поэтов, «социально отверженных» представителей шизофренического дискурса.

Массовое сознание - уровень общественного сознания, субъектами которого выступают человеческие сообщества, составляющие большинство населения.

Материя (лат. materia - вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности; все то в объективной реальности, что влияет тем или иным образом на человека, вызывая ощущения. В системах объективного идеализма материя понимается как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией (Богом, Абсолютной идеей и т.п.) из ничего и извне. В субъективном идеализме материя – внешняя проекция человеческих ощущений. В диалектическом материализме – объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Здесь материя несводима к каким-либо ее конкретным видам или свойствам, она выступает как всеобщая и абсолютная субстанция, причина самой себя.

Материализм (лат. materialis - вещевой) - философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Материализм исходит из первичности материи и вторичности духовного, идеального.

Материальное - характеристика бытия, указывающая на его объективно-реальное, т.е. независимое от сознания, существование. Материальное противоположно идеальному.

Ментальность – смыслонесущие конструкции человеческого сознания, базовые ценности и установки человека, группы, народа, определяющие характер мышления и поведения. Ментальность формируется длительным историческим развитием народа, закрепляясь и передаваясь через язык, традиции, обычаи; для ментальности характерны нерефлексивность, стереотипность, консервативность.

Мера - определенный количественный интервал, в пределах которого предмет сохраняет свое качество. Мера - это количественные границы существования предмета.

Метафизика – в широком смысле философия вообще. Способ мышления и метод познания, который рассматривает предметы и явления вне их внутренней связи и развития, без постижения внутренних противоречий как источника самодвижения, непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. Под метафизикой у Аристотеля подразумевается наука, изучающая высшие причины бытия. С XIX века метафизика может выступает в значении антидиалектики, т.е. как методология.

Метод (греч. methodos - путь исследования) - способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями соответствующего объекта.

Методика - совокупность, последовательность, порядок использования различных приемов и методов в исследовании; своеобразный тактический план, который определяет средства и последовательность решения конкретной научной или практической задачи.

Методология – (греч. methodos - путь исследования и logos - наука) - система исходных, основоположных принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, направленность познавательной и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов, принципов, убеждений относительно мира и места человека в нем, совокупность ценностных ориентаций, установок на восприятие мира и отношение к нему. Парадокс мировоззрения заключается в том, что видящий мир со стороны сам принадлежит этому миру. Мир, который включает в себя чувства человека, эмоции, тело человека, конкретные условия жизни, не позволяет «видящему» полностью отстраниться от мира.

Мистика (греч. mystikos - таинственный) - религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

Миф (греч. mythos - сказание) - способ воспроизведения, осознания естественных и общественных явлений, состоящий в одухотворении и персонификации природных сил, наделении их человеческими по характеру, но фантастически видоизмененными свойствами.

Мифология (греч. mythos - сказание и logos - учение) - учение о легендах, сказаниях, рассказах о действиях (поступках) богов и героев, в которых отражалось первичное представление о мире.

Монада (греч. monados - единица, единое) - в ряде философских систем простейшее, неделимое единство, первоначало, основа явления.

Монизм (греч. monos - один, единственный) - противоположный дуализму и плюрализму философский принцип объяснения разнообразия мира как проявления единого начала - материи или сознания. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым начатом всех явлений считают дух, идею и т. д.

Мораль (лат. moralis - моральный) - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирова-

Модернизации теория – теория путей и закономерностей преобразования традиционного общества в современное, слаборазвитого аграрного в промышленное развитое. Сегодня в теории модернизации предлагается учитывать не только моделирующее значение технологий, экономических и политических институтов более развитых (западных) обществ, но и специфику социокультурного развития, особенности цивилизации стран, вступивших на путь коренного обновления общественных отношений. Как показывает исторический опыт, сведение модернизации только к технико-технологическим заимствованиям вне изменения массового типа личности, обрекает ее на провал, отвержение ценностей, сформировавшихся на иной национальной основе.

Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании явлений и действий.

 

Наблюдение - начальный этап эмпирического исследования, состоящий в целенаправленном восприятии предметов и явлений действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания.

Надстройка - совокупность общественных идей и теорий, идеологических отношений и соответствующих им учреждений, которые возникают на основе данного экономического базиса.

Народ - общность людей, связанных, прежде всего, происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией.

Натурфилософия (лат. natura - природа) - система умозрительных и временами фантастических представлений, рассказов о природе, которая разрабатывалась в теоретических системах преимущественно в эпоху неразвитого научного природоведения.

Наука- форма человеческих знаний, составная духовной культуры общества; система понятий о явлениях и законах действительности; особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных

Нация – историческая форма общности людей, возникающая при переходе от аграрно-феодальной раздробленности к индустриально-буржуазному обществу. Она характеризуется единством географического местонахождения, единой экономической основой, единством культуры и языка, национального менталитета и самосознания.

Неантагонистические противоречия - противоречия между субъектами, коренные свойства (интересы) которых совпадают в главном, существенном.

Необходимость - внутренняя закономерность вещей, явлений, процессов; то, что всегда происходит при определенных условиях.

Неогегельянство - обобщенная характеристика философских идей, развившихся на базе теоретического наследия Гегеля. Было достаточно распространено в Западной Европе, США и России в XIX - начале XX в. Идеал неогегельянства - целостное, рационалистически-умозрительное мировоззрение, объединяющее диалектическим образом мышление и созерцание, «Бога и человека».

Небытие - отрицание бытия; относительно существования отдельного предмета - граница, за которой данный предмет еще не существует или уже не существует.

Необходимость - философская категория, отражающая внутренние, устойчивые, существенные связи предметов и явлений и определяющая их закономерное изменение и развитие. Существует в природе и обществе в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как «слепая» необходимость.

Необходимые противоречия - такие противоречия, которые невозможно устранить без ущерба для предмета (явления). Они неотделимы от предмета (явления).

Неокантианство – направление философской мысли конца XIX – начала XX вв., призывавшее «вернуться» к И. Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).

Неопозитивизм - одно из основных направлений философии XX в., одна из современных форм позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна, в основном, только как деятельность по анализу языка, в которой выражаются результаты лих видов мышления.

Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879г.) неотомизм провозглашен единственно истиной философией. Соответствующей христианским догмам.

Неявное знание – навыки и умения познавательной деятельности, невыразимые средствами языка, передаваемые через непосредственное научение; они имеют инструментальный характер и воплощаются в схемах действия и восприятия тела, практического мастерства.

Нигилизм(лат. nihil - ничто) - принцип, который характеризирует отношение человека к моральным ценностям общества и означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Номинализм (лат. потiта - название, имя) - направление в средневековой философии, которое считало понятия лишь именами. В противоположность реализму, номиналисты утверждали, что реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Ноосфера(грсч. noos - ум) - сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Этот термин впервые ввели в научный оборот в начале XX в. французские философы Пьер Тейяр де Шарден и Эжен Леруа. Наш соотечественник В.И. Вернадский создал учение о ноосфере как о высшем этапе развития биосферы.

Норма - в философии, социологии - общепризнанное правило, образец поведения или действия.

Нравственное сознание - совокупность исторически сложившихся и развивающихся взглядов, представлений, идей, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения людей, которые отражают всю совокупность общественных отношений и регулируют эти отношения.

Общая теория систем –один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т.е. системы.

Общее - философский категория, отображающая то, что повторяется в предметах, явлениях, то, что присуще не одному, а многим предметам и явлениям.

Общее дело – задача сохранения, совершенствования и восстановления жизни. Данную задачу сформулировал Н. Федоров. Под восстановлением жизни Н. Федоров понимал реальное воскрешение всех умерших людей. Для выполнения данной задачи Н. Федоров предлагал объединить усилия естественной науки и религии.

Общение – форма взаимодействия между людьми, в ходе которого они обмениваются информацией, опытом, чувствами и переживаниями, результатами деятельности. Общение выступает как способ воспроизводства любой человеческой деятельности и общественных отношений и как способ формирования человеческой личности и индивидуальности, достижения понимания между людьми.

Общественная идеология - система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом.

Общество – общность человеческих индивидов, объединенных совместной целенаправленной деятельностью и системой отношений, возникающих из совместной деятельности; исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей как обособленной части природного мира.

Общественное сознание - философская категория, отражающая духовную сторону жизни общества, систему идей, теорий, взглядов, чувств, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их обыденной жизни.

Общественный прогресс - поступательное развитие общества в целом и отдельных его сторон, которое осуществляется от менее развитых форм к более развитым.

Общество - отделенная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общие законы - законы, которые относятся ко всем явлениям одной или нескольких сфер действительности и или форм движения материи

Обыденное сознание - совокупность знаний, взглядов, чувств, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их обыденного бытия.

Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность человека (субъекта).

Объективная диалектика (лат. objectum - предмет) - диалектика объективного мира, природы и общества.

Объективная реальность (лат. objectum - предмет) - бытие вне сознания; наиболее общее определение материального мира.

Объективное (лаг. objectum - предмет) - характеристика природной и социальной действительности как таковой, существующей вне и независимо от сознания субъекта.

Объективный идеализм - разновидность идеализма, представители которого признают духовное первоначало вне и независимо от материального (абсолютная идея, мировой разум и т. п.).

Оккультизм – учение, признающее существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.

Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - отдельная область философского знания, исследующая сущность бытия мира, основы всего сущего: материю, движение, развитие, пространство, время и т. п.

Онтологизм(греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение философии Древней Греции о бытии как едином и неделимом, которое базируется на рационалистическом подходе к природе мышления.

Опосредованные связи - связи, выражающие отношения предметов или явлений через одно или несколько промежуточных звеньев, т. е. через посредничество других предметов и явлений.

Опыт - 1) форма познания объективной действительности; способ чувственно-предметной деятельности в науке, когда явления изучаются с помощью целесообразно избранных или искусственно созданных условий, обеспечивающих протекание в чистом виде тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями; 2) единство знаний и умений, выступающих как результат взаимодействия человека и мира и передаваемых от поколения к поколению.

Отчуждение – процесс превращения своего в чужое. Отчуждение связано с тем, что в процессе деятельности человек вынужден фиксировать результаты своей деятельности предметно или в языке. Впоследствии эти предметы начинают жить самостоятельной жизнью и выступать по отношению к своему автору и создателю как чужие. К. Маркс видел причины отчуждения в наличии частной собственности и противоречиях труда, полагая, что в коммунистическом сообществе отчуждение возможно преодолеть. В марксизме отчуждению противостоит освоение и распредмечивание. Различные философские школы по-разному предлагают решать проблему отчуждения: через художественное творчество, через соавторство произведению и тексту, через «выход за пределы человека», через революционную (в том числе «шизофреническую» и «маргинальную» деятельности). Религиозное решение проблемы отчуждения решается ответом на вопрос о спасении души человека, т.е. возможностью восстановления единства с Богом.

Особенное - философская категория, отражающая отличие специфических свойств явлений данного вида от явлений другого вида. Особенное по отношению к единичному выступает как общее, а по отношению к более широкому общему - как единичное. Особенное является переходной степенью от единичною к общему и всеобщему.

Относительная истина - неполное, ограниченное знание об объекте, которое в процессе дальнейшего познания изменяется, уточняется и углубляется.

Отражение - всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Отрицание - философская категория, выражающая определенный тип отношений между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Это отмирание старого, того, что уже отжило, того, что не отвечает изменившимся условиям.

Отрицание отрицания - это не одно, а целый ряд отрицаний. Новое отрицается еще более новым, т. е. каждый акт отрицания является отрицанием предшествующего отрицания.

Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, оказывающих непосредственное влияние на органы ощущений.

 

Пантеизм (греч. pan - все и theos - бог) - философское учение, отождествляющее Бога и мир. Пантеизм существовал в двух формах: натуралистический пантеизм, который наделял природу качествами живого, божественными свойствами и растворял Бога в природе, и мистический пантеизм - все в Боге, т. е. растворял природу в Боге.

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией.

Персонализм (лат. persona - личность) - религиозно-идеалистическое течение в современной философии, которое рассматривает личность как первичную реальность и высшую духовную ценность, а мир - как проявление творческой активности верховной личности - Бога.

Плюрализм (лат. pluralis - разнообразный) - принцип, предполагающий: 1) в методологии – признание множества равноправных типов знания, конкурирующих теорий, применения разных методов без абсолютизации любого из них; 2) в политике – многопартийность, соперничество на равных условиях различных политических партий и движений; 3) в идеологии и духовной жизни – свобода совести и вероисповедания, равноправие различных мировоззренческих ориентаций.

Позитивизм (лаг. positivus - положительный) - направление философии, представителями которого все настоящие («положительные», отсюда и название) знания считаются результатом конкретных наук; позитивизм отрицает философию как науку со специфической для нее теоретической и мировоззренческой проблематикой.

Познание– человеческая деятельность, направленная на получение и обновление знаний, создание понятий, схем, образов, теорий, раскрывающих законы природы, общества и внутреннего мира человека.

Понимание – состояние сознания человека, при котором он: 1) определяет место вещи (предмета, явления) среди других вещей (и т.д.), причины ее породившие и законы ее функционирования; 2) открывает смыслы другой личности, иной субъективности. Понимание достигается через диалог, вербальными и невербальными средствами, через отождествление себя с другим и при этом сохранении внутренней дистанции с другим «Я».

Политическая организация - система организаций, учреждений, институтов, с помощью которых классы, нации, социальные группы и иные социальные сообщества осуществляют свои коренные интересы, прежде всего и главным образом экономические. Основными элементами политической организации общества являются: государство, политические партии, массовые общественные организации и т. п.

Политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют определенные политические функции. Основу политической системы составляет государство.

Политическое сознание - совокупность взглядов на политическую организацию общества, государственное устройство, социальные отношения, отношения между классами, нациями, государствами, вопросы войны и мира.

Понятие - форма мышления, в которой выражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета.

Постмодернизм – позиция ряда философов, литературоведов, художников и поэтов ХХ века. Постмодернизм называют «духом современности». Признаки постмодернизма: использование в своих произведениях цитат других авторов (пастиш), ироничность, антиметафизичность. Постмодернизм отказывается от вопроса об истинности реальности в пользу текста и языка, от авторства в пользу читателя и процесса чтения, от видения истины в пользу ее слышания и письма об истине, от вопроса о сущности человека в пользу описания человека с различных сторон.

Постпозитивизм - течение в современной философии, сложившееся в 60 - 70-е годы XX в. как попытка преодолеть некоторые наиболее одиозные недостатки неопозитивизма.

Потребности - полное или частичное отсутствие чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудительный фактор активности.

Правовое сознание - совокупность идей, взглядов, теорий, норм, представлений, чувств, отражающих отношения людей к действующему праву, законности, правопорядоку, их оценку с точки зрения интересов того или иного класса (или общества в целом) и побуждающих их к определенным действиям.

Прагматизм (греч. pragma - действие, деятельность, дело) - направление современной философии, согласно которому ценность понятий, суждений и других знаний об объектах, их свойствах и т. п. определяется практическими последствиями для человека действий, основывающихся на этих знаниях.

Практика (греч. praktikos - деятельный) - материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность человека, основное содержание которой состоит в освоении и преобразовании естественных и социальных объектов. Практика составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Прагматизм –субъективно-идеалистическое философское течение, в котором истина трактуется как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивидов.

Праксеология – теория практической деятельности в соответствии с определенными методологическими принципами.

Практика – чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности, противоположная теории.

Предрассудок – мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, стереотипы, заблуждения.

Представление - воспроизведение в сознании чувственно-наглядного образа предмета или явления объективной реальности,

Принцип(лат. principium - начало, основа) - 1) основание, из которого следует выходить и которым необходимо руководствоваться в научном познании или практической деятельности; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормам поведения и деятельности.

Причина - это философская категория для обозначения явления, процесса, которое обуславливает, вызывает другое явление, процесс.

Проблема – знание о незнании, неразрешенная задача, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема выражает противоречие между фактами и теорией, между старой и новой теорией и т.п.

Прогресс – 1) поступательное движение вообще; 2) развитие к лучшему, более совершенному, восхождение по ступеням развития от низшего к высшему.

Пространство - одна из основных объективных форм существования материи. Понятие пространства характеризует расположение материальных объектов относительно друг друга, выражает протяженность тел, их сосуществование.

Противоположности- одновременно существующие в предметах и явлениях стороны или тенденции, присущие объекту как системе, взаимно предусматривающие и в то же время исключающие, отрицающие друг друга.

Противоречие - это активное взаимоотношение, взаимодействие противоположностей, их единство и противодействие.