Глава 16. Истина и практика

Будь внимателен к свои мыслям –

они начало поступков.

Лао-Цзы

1. Истина, заблуждение, ложи и ошибка. 2. Истина и ее свойства. 3. Объективная истина, абсолютная истина, конкретная истина. 4. Критерии истины. 5. Познание и практика. 6. Основные функции практики. 7. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все элементы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и др.), либо форм существования истины (понятия факта, гипотезы, теории и т.д.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшийся истиной. Вместе с тем, понимание истины в истории философии было не однозначным. Платон, например, понимал под истиной определенные неизменные качества идеальных объектов, Аристотель – соответствие наших знаний объективной реальности, Кант – видел истину в априорных формах бытия, Гегель – в процессе достижения абсолютной идеи через рациональные формы познания, Юм сводил истину к ощущениям субъекта и практические е отрицал, по словам А.М. Герцена, уважение к истине - начало мудрости. В современных философских концепциях тоже нет единого понимания истины.

В философии имеется несколько концепций истины, причем все они включают в себя как позитивные так и негативные стороны. К основным из них можно отнести следующие:

1. Классическая (называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины). Классическая концепция истины философски неоднородна. Она получила различные философские интерпретации – как материалистические, так и идеалистические, но все же классическая концепция всегда стояла ближе к материализму. Необходимо также уточнить, что в западной философии классическую концепцию истины именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской теорией истины. Эти названия, строго говоря, не тождественны. Понятие «корреспондентская теория» является более широким. Но все же, определяя истину через понятие соответствия, теория безусловно, включает классическую концепцию) теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная (лат. внутренняя связь) концепция рассматривает истину как соответствие, согласование одних знаний другим, более общим. Быть истинным – значит быть элементом непротиворечивой системы.

Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако эта проблема – проблема непротиворечивости, как логическая проблема, чрезвычайно сложна и разрешима только в простейших случаях. Но она тем более не разрешима в контексте таких сложных наук, как физика. Опять же когерентность, рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний, в рамках такой теории когерентности невозможно понять, каким образом непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру.

3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенна, особенно, в Америке, говорит, что мы не можем познать внешний мир таким, какой он есть, а раз так, определение истины как соответствия знаний действительности лишено разумного смысла. Это определение есть определение недостижимого. Поэтому следует от него отказаться и заменить более «реалистичным» определением истины, каким, по мнению прагматиста, является определение истины как полезного, практически эффективного знания, следовательно, истиной считается то, что полезно для человека. Уильям Джеймс: Бог существует, т.к. он хорошо влияет на человеческую природу.

4. Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой, человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.

Существование разнообразия точек зрения на определение понятия истины, представленных концептуально, теоретически оформленных, расширяет возможности поиска решения проблемы.

Вместе с тем, это кристаллизует более обширные по своему содержанию проблемы – проблему множественности теорий истины, вопрос о возможности создания универсальной концепции истины, решающей все проблемы теории истины, включая уже названную – проблему многозначности определения понятия истины, и др. проблемы.

Нельзя, конечно, взять из множества концепций одну и признать ее единственно верной, однако следует признать, что принятие во внимание как можно большего числа точек зрения, пусть даже в чем-то наивных и несколько абсурдных, оказывается полезным. Ведь почти все эти научные теории имеют корни в самом процессе познания и возникли как своеобразная реакция на те или иные недостатки других существующих концепций.

Критический анализ этих концепций оказывается полезным, именно потому, что позволяет лучше себе представить все трудности на пути к подлинно научной теории истины.

Истина, заблуждение, ложь и ошибка. Процесс познания истины - негладкий путь. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса знания, каждая из которых имеет свою специфику.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно явным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания.Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Так же как в научной астрономии содержатся заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями. По словам Д.И.Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждения многообразны по своим формам.Следует, например,различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, с целью ввести кого-либо в обман - и связанная с этим передача заведомо ложного знания, дезинформации.

Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические - нарушение, принципов и правил логики и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел.

Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Г.Галилей, избегать ошибок при наблюдении невозможно.

Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор, пока человек стремится вес вперед и вперед, говорил И.В.Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения.

Современный материализм подходит к проблеме истины точки зрения отражения объективной реальности в человеческом сознании. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует вне и независимо от сознания субъекта. Иными словами – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее сним, это верное, правильное отражение действительности - вживом созерцании или в мышлении.

Поэтому первый, и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективное знание о нем. Объективная истина (объективность знания) - это содержание знаний о действительности, которое определяется объектом, и не зависящее ни от субъекта (ни от человека, ни от человечества).

Например, суждение «Земля - планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность - значит признавать объективную истину.

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого познания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение - форма мышления, существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный особенностями познающего субъекта, а также уровнем достигнутого знания, применением познавательных процедур и т.д.

Таким образом, истина содержит в себе оба момента - и объективное, и субъективное, представляет их единство.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и, полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) - это знание, тождественное своему объекту, и поэтому оно не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

Абсолютная истина понимается:

• как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

• как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» и т. д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. При этом старые истины либо заменяются новым (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин, но не путем механического соединения готовых - истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существует две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного, моментов вистине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г.Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее.

Игнорирование определенности ситуаций, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращаем истину в свой антипод - в заблуждение. Например, положение «Температура – при которой вода превращается в пар, равна 100ºС» истинно только тогда, когда атмосферное давление равно 760 мм ртутного столба. Суждение «Сумма внутренних углов треугольника равна 180ºС» истинно в системе евклидовой геометрии и ложно в системе неевклидовой.

В последние годы стал подниматься вопрос о том, «существуют ли абстрактные истины?» В связи с этим приведенный тезис Г.Гегеля стал ставиться под сомнение. Дело в том, что главная цель познания - именно конкретные (всесторонние, системные, целостные), а не абстрактные, т. е. односторонние, фрагментарные знания. Поэтому конкретность истины как «единства многообразного» достигается путем восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. от абстрактных (односторонних) истин к истине, синтезирующей различные определения, охватывающей многообразие условий, т. е. к конкретной истине.

В этом смысле понятие «абстрактная истина» имеет право на существование, но при одном условии - как момент, сторона развития познания к его основной цели - «единству многообразного», конкретно-всеобщему закону, а, следовательно, к конкретной истине.

При этом условии трудно не согласиться с выводами академика Т.И.Ойзермана о том, что, во-первых, «относительные истины, поскольку им не хватает синтеза различных определений, характеризующих конкретное, как раз и являются абстрактными истинами» и, во-вторых, «понятие истины как единства конкретного и абстрактного имеет общенаучное значение».

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная, конкретная и абстрактная истины - это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами). Кроме названных, некоторые авторы выделяют такие свойства Истины, как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритичной рефлексии, антиконьюнктурность плюрализм знания и др.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал мысль, стремящуюся к познанию. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения, Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость; Фейербах такой критерий искал в чувственных данных («Там, где начинается чувственность, кончается всякий спор»).

Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления - вопроскрайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом, и т. п.

В качестве критерии истины выдвигались общезначимость (то,что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным,приводит к успеху - прагматизм (от греч. pragma -дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. convento - договор, соглашение), то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания

Диалектическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим - в конечном итоге - критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определенен и предопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, пополняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.).

Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничивать его законами формальной логики. Кажется очевидным, что диалектический метод в совокупности всех своих элементов представляет собой своеобразную форму логического критерия истины, которая в «снятом виде» содержит в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, важнее познания, и - как уже было показано ранее - исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

Кроме изложенного решения проблемы соотношения заблуждения и истины и критерия истины, укажем еще некоторые иные варианты ее решения в современной философии. Так, например, М. Хайдеггер не отвергал привычного, традиционного понимания истины как согласованности высказывания (суждений и др.) с вещью, о которой делается данное высказывание. Причем истина в ее полноте включает в себя неистину (заблуждение) как свою противоположность, т. е. несогласованность, несовпадение высказывания с вещью.

Сущность истины, по М.Хайдеггеру, открывается как свобода человека, поскольку вне последнего не существуют ни та, ни другая противоположность - каждая в своих формах и видах - и именно человек «распоряжается» ими. Не истину немецкий философ трактует не только как сокрытость (в отличие от открытости истины), но и как поиск: человек всегда, находится на пути блужданий. Поэтому заблуждение - это не отдельная ошибка, а господство истории сложных, запутанных способов блуждания. Диапазон заблуждений, по его мнению, очень широк: от обычного проступка, недосмотра или просчета до промахов в важных решениях.

К. Поппер на вопрос: «Что есть истина?» отвечает просто и убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно, если и только если оно соответствует фактам. Однако при этом надо точно оговорить условия для применения предиката «истинно» к данному высказыванию и добиваться более полного соответствия. Тем самым истина объективна и есть важнейший стандарт, регулятив познавательного процесса. Понятие истины – как образца, которого мы в ряде случаев можем и не достигнуть - соотносится у К.Поппера с понятием заблуждения. Последнее - следствие того, что познание - дело рук человеческих, а потому «погрешимо», подвержено ошибкам, - значит мы не застрахованы от заблуждений в различных их формах (ложь, ошибка и др.). Эффективное средство их преодоления – критический метод.

Познание и практика. Познание неразрывно связано с практикой (практической деятельностью) как с его основой.

Практика - это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики:

• Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

• Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.);

• Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и заканчивая самыми абстрактными теориями, обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.

В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции практики было уже сказано).

Поскольку современная теория познания все больше «насыщается» идеями философской антропологии, культурологии, герменевтики и т. п., то заметные коррективы приобретает и понятие практики. Так, для Х.Г.Гадамера герменевтика - прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Согласно Х.Г.Гадамеру, действительность не только ее научными средствами, но и жизненно-практически «испытуется» человеком. Поэтому у него часто идет речь не о познании, а об опыте мира. Последний включает в себя и непосредственность переживания («опыт жизни») и различные формы практического и психического опосредования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии»).

Выводы:

1. Итак, истина есть процесс. Благодаря ему совершается переход от незнания к знанию, от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному. Решение вопроса об истинности наших знаний, т.е. соответствии их действительности имеет практическую основу. Процесс познания осмысливается глубже, если выявить его особенности в науке.

2. Практика является основной категорией философии. Практика и знание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, где решающая роль принадлежит практике. В процессе знания функциональное предназначение практики весьма велико: практика - источник познания; практика - основа познания; практика - опосредованная цель познания; практика - решающий критерий истины, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

 

Вопросы для самоконтроля?

1. Что такое истина, в чем заключается ее свойства и критерий?

2. В чем состоит сущность заблуждения, и каковы его основные формы?

3. Какие свойства истины Вы знаете?

4. Как Вы понимаете выражение: «истина есть процесс»?

5. Аргументируйте: почему практика является критерием истины?

6. Объективная истина существует независимо от человека и человечества. Означает ли это, что она существует вне человека, вне его сознания, самостоятельно?

7. В чем состоит диалектика абсолютного и относительного в объективной истине?

8. Благодаря чему именно практика является основным критерием истины?