Глава 12. Диалектика и ее альтернативы
Именно самые простые истины
человек постигает позже всего.
Людвиг Фейербах
1. Понятие «диалектика». 2. Исторические формы диалектики. 3. Немецкая классическая диалектика. 4. Материалистическая диалектика. 5. Диалектика как система. Принципы диалектики. 6. Основные законы диалектики. 7. Основные категории диалектики. 8. Альтернативы диалектики. 9. Выводы и вопросы для самоконтроля.
Проблема взаимосвязей и развития, присущих бытию, всегда была актуальной для философии и других наук. Если философский материализм решает вопросы о природе мира, соотношении материи и то диалектика рассматривает вопросы о состоянии мира, об изменениях, о законах, в соответствии с которыми происходят эти изменения.
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение об общих законах развития природы, общества и познания, а также основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основные формы диалектики.
Античная диалектика - исторически первая форма диалектики. Проблема связи и развития интересовала философов очень давно. Древнегреческий философ Диаген Лаэртский (I-я пол. III в. до н. э.) выделял три основные части (раздела) философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками за изучение природы, другие - этиками, потому что рассуждают о правах, а третьи – диалектиками - за хитросплетение речей[27].
Но уже в философии Древней Греции существовало несколько значений диалектики:
• диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
• диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор);
• диалектика как «диа» и «лог» - единство опровержения и майевтики (Сократ) в заключительной фазе диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий освободился от иллюзий, ошибок и «диалектика» помогает «душе найти истину»;
• диалектика как метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта, по Платону);
• диалектика как аналитика я логика возможного, сходна с диалектическим силлогизмом (умозаключением, по Аристотелю(;
• диалектика как часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.);
Немецкая идеалистическая диалектика быларазработана И.Кантом, И.Фихте, Ф.Шеллингом и особенно глубоко Г.Гегелем.
Гегель разработал современное понимание категорий, законов и принципов диалектики, определил, ее место в своей философской системе. Его учение о развитии и изменении сыграно большую роль в становлении диалектики.
Однако диалектика Гегеля была развита на почве идеализма. Основу и сущность всего существующего Гегель видел в саморазвитии некоей мистической «абсолютной идеи». По Гегелю, сознание является творцом действительности, природы. Поэтому не сознание, с его точки зрения, должно согласовываться с реальным развитием действительности, а сама действительность должна подчиниться гегелевской философии, По словам К.Маркса у «Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»[28] Таким рациональным зерном была идея развития. Диалектика Гегеля явилась теоретическим источником диалектического материализма.
Материалистический подход к диалектике был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Они проделали гигантскую творческую работу. Суть ее состоит в следующем:
Во-первых, К. Маркс и Ф. Энгельс материалистически переосмыслили прежде всего диалектику Гегеля и диалектически переработали метафизический созерцательный материализм в его наиболее развитой форме (философии Л. Фейербаха).
Во-вторых, основоположники диалектического материализма придали материалистической диалектики универсальный характер, распространив ее на природную и социальную действительность т.е. на всю движущуюся материю. До них материализм был во взглядах лишь на природу, а во взглядах на общество - идеализм. Диалектика же была лишь сферой мышления.
В-третьих, они раскрыли взаимосвязь и содержание диалектики объективной и субъективной. Объективная диалектика представляет собой движение, развитие, изменение, взаимосвязь окружающего нас мира (природа, общество) независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика - это отражение внешнего мира, в сознании человека. Это - диалектика человеческого мышления, духовного мира в целом на основе познания.
Суммируем характерные особенности классической диалектики:
Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиций всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Вместе с тем следует помнить, что диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений – развития.
Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной.
В-третьих, внутренне содержание, логический каркас диалектики как науки создают ее принципы, законы и категории. Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерывном изменении и развитии.
И, в-четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории и методологии.
Таким образом, диалектика в современном понимании это:
а) объективный процесс развития явлений на основании возникновения, взаимодействия и разрешения присущих им противоречий;
б) философская концепция об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления; метод познания и преобразования мира.
Теперь обратимся к ядру диалектики к системе принципов законов и категорий. Последовательнораскроем каждый из названных элементов. Принцип в философии - основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности. Принципы - основание, исходное положение какой-либо науки, теории, а также убежденность в чем-либо, или правило поведения. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в элементах бытия, которое имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.
Выделяют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Однако их больше: принцип детерминизма, принцип количественно-качественного развития бытия, принцип преемственности, принцип необходимости и др. Все они формируются на основе конкретных диалектических законов, познания существенных сторон и признаков происходящих изменений в бытии, более конкретной характеристики связей бытия.
Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.
Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие, они присущи самому бытию, его видам и формам.
Основную роль играют внутренние связи, так как они обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерность, закон, ибо закон в философии - это существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.
Связи бытия весьма многообразны. Наиболее общим основанием их классификации выступают виды движения материи и формы бытия.
• К связям видов движения материи относятся: социальные, биологические, химические, физические, механические.
• К связям форм бытия: пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные, генетические.
• По характеру связи бытия классифицируются на внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, устойчивые и неустойчивые, повторяющиеся и разовые.
Принцип развития отражает (охватывает) поступательное от прошлого через настоящее к будущему изменения бытия через возникновение нового и отмирание старого, переход от менее совершенного к более совершенному. Происходящие в мире изменения различны по своему характеру и направлению.
Одни из них представляют движение тел относительно друг друга, другие связаны е изменением свойств, структуры, функций предмета. Некоторые превращения бывают обратимыми (лед - вода - лед), другие – необратимыми (зародыш - организм).
Один процессы означают переход от низшего к высшему, от простого к сложному, а другие, наоборот, от высшего к низшему, от сложного к простому. Для обозначения различных видов изменений употребляются понятия «развитие», «прогресс», «регресс». Развитие представляет собой определенную форму изменений вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных объектов.
Когда в естествознании говорят о развитии какой-либо системы, то всегда имеют в виду именно внутреннюю, перестройку ее структуры. Структурным превращениям присущи необратимость и четкая направленность. Поступательное развитие к более высокой организации выражается понятием прогресс. Изменения в противоположном в противоположном направлении обозначаются понятием регресса. Развитие есть сложное диалектическое взаимодействие прогресса и регресса.
Развитию присуща необратимость, наличие источников, движущих сил и механизмов развития, преемственность направленность и другие признаки. Что касается видов развития, то обычно различают прогрессивное, регрессивное и ненаправленное (движение по кругу»), эволюционное, и революционное развитие. Кратко принцип развития формулируется суждением: все бытие развивается.
Развитие отличается от феномена движения. Понятие «движения» применительно к материи диалектика определяет как «изменении вообще», т.е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, нежели развитие, но развитие по конкретному содержанию глубже, нежели движение. Развитие от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:
а) направленность во времени – от прошлого через настоящее к будущему;
б) необратимость процесса, т.е. реальные предметы, явления, которые изменяются, неповторимы в своих индивидуальных чертах;
в) появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее;
г) закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам.
В структуре диалектики центральное место занимают законы диалектики. Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.
В научной литературе кроме понятия «закон», употребляется понятие «закономерность». Это – не тождественные понятия. Они являются однопорядковыми, так как в них отражены необходимые, объективные, всеобщие связи, существующие в объективной действительности. Но закономерность является более широким понятием, чем закон. Если закон проявляет себя жестко, неотвратимо в конкретных условиях, то закономерность проявляется как взаимосвязь ряда законов.
Все законы диалектики, взятые в совокупности и взаимосвязи, отражают сложный и многосторонний процесс развития, а каждый из них - определенную черту, сторону, особенность процесса. Поэтому важно уяснить, какую сторону развития выражает каждый из законов диалектики. Это позволит полнее понять содержание и специфику рассматриваемого закона.
Диалектика, как нам известно – это учение о развитии и всеобщей связи. Главным в развитии является вопрос о его источниках и движущих силах. Поскольку ответ на этот вопрос дает закон единства и борьбы противоположностей, с него мы и начнем изложение основных законов диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Составляет ядро диалектики. Данный закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Основные категории закона: «противоположность», «противоречие», «тождество».
Противоположности - это одновременно существующие в предметах и явлениях стороны или тенденции, которые предполагают и вместе с тем взаимоисключают друг друга.Например, положительный и отрицательный заряды в электричестве, ассимиляция и диссимиляция в органической природе, антагонистические классы в обществе и.д. Характер противоположностей зависит от формы движения материи, от структуры качественно многообразных предметов и процессов.
Противоречие есть взаимосвязь противоположностей в составе целого, в котором они взаимопроникают, взаимополагают и одновременно взвимоотрицают друг друга, находятся и в единстве и в борьбе.
Структура противоречия не так проста, как может показаться на первый взгляд. В противоречии необходимо выделить две стороны - единство противоположностей и их борьбу, которые тоже противоположны и взаимопроникают, взаимообуславливают и отрицают одна другую. Одновременное напряженное взаимополагание и взаимоисключение противоположностей суть противоречия,
К единству противоположностей относится их обязательное наличие в одном явлении, их взаимная обусловленность, их равновесие, их тождество.
Борьба: противоположностей означает их противодействие, взаимоисключение, взаимоотрицание. В общем смысле борьба абсолютна, потому что имеет главное значение в противоречии по сравнению с единством, и только она разрешает противоречия и обеспечивает дальнейшее развитие.
Под тождеством противоположностей понимается их единство, взаимопроникновение, совпадение, взаимный переход друг в друга. Категория тождества выражает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета.
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категория закона - «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачек».
Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество - такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов проявляется через их свойства.
Свойства - внешнее обнаружение качеств при взаимодействии явления с другими. Они характеризуют предметы с разных сторон. Основные существенные свойства близки к качествам. Изучение качеств - один из важнейших моментов познания предметов и явлений.
Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращение данного предмета другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих ее элементов, объем, размеры, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие характеристики.
Количество, как и качество, есть всеобщая категория. Это означает, что любое явление в любой точке своего функционирования и развития имеет соответствующие качественные и количественные характеристики. До определенного момента количественные изменения вроде бы не отражаются на его качестве. Однако существует объективное, хотя далеко не всегда видимое единство количественных параметров и качественных характеристик предметов. Для обозначения этого единства Гегелем была введена специальная категория мера.
Мера -философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Мера - количественные границы существования данного качества, внутри которого количественные изменения, не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть широк или очень узок, превращаясь порой в точку.
Скачок - является перерывом непрерывных количественных изменении, и представляет собой переход границы между качествами, коренной перелом в развитии явления.Для перехода к новому качеству скачки обязательны, хотя по форме они различны. Есть резкие одноразовые скачки, есть в известной мере, постепенные, происходящие через ряд промежуточных состояний. Скачок не только не прекращает развития, но и является формой наиболее интенсивного изменения, что позволяет сравнивать его с узлом и говорить об узлах развития.
Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимоперехода количественных и качественных изменений, сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным, преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества.
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Основные категории этого закона: «отрицание», «диалектическое отрицание», «старое и новое» «преемственность» и «направленность» в развитии.
Категория«отрицание»отражает процесс постоянного обновления мира. Известно, что в объективной действительности происходит непрестанная смена одних предметов и явлений другими, предыдущего настоящим и последующим, старого новым. Замена старого новым, прогрессивным и есть отрицание как важнейший момент развития.
Необходимо, различать метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Для метафизика отрицать - значит сказать «нет» полностью перечеркнуть дальнейшее развитие явления. Отрицание такого типа в объективном мире, несомненно, встречается. Достаточно вспомнить действия таких стихийных сил, как ледники, землетрясения, извержения вулканов и т.п., приводящие гибели целых видов и даже родов животных и растений. Но господствующим в мире является все же диалектическое отрицание, в результате чего только и оказывается возможным его поступательное движение.
В диалектике отрицание понимается не как простое уничтожение объекта внешними силами, а как самоотрицание, условие развития. (пример зерно-стебель-зерно)
Диалектическое отрицание обладает рядом особенностей:
• оно носит всеобщий и необходимый характер, без отрицания не происходит развития;
• отрицание само противоречиво и всегда тесно связано с противоречиями. Отрицание, если оно полное, есть переход явления или этапа его развития в противоположность;
• отрицание, устраняя устаревшее, утверждает новое, зародившееся в старом и подготовленное им;
• переход некоторых черт старого в новое представляет собой преемственность – необходимое условие всякого развития.
Диалектическое отрицание - это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором в новом сохраняются все положительные стороны, элементы предшествовавшего предмета, явления.
Закон отрицания отрицания - закон, выражающий, поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.
Форма циклического развития «триада»: исходный пункт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез; теория - практика - новая теория и т.п.): Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие данного закона: обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
Таким образом, закон отрицания отрицания в целом раскрывает как бы спиралевидный характер развития и его направленность, потому что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и негативнее, возникающее новое оказывается не всегда созвучно потребностям и интересам людей, Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития.
Основные категории диалектики. В процессе познания материального мира наука формулирует общие, понятия - категории, отражающие, важнейшие стороны, свойства и наиболее существенные связи окружающей действительности. Для каждой области научных знаний характерен свой круг категорий. Так, физика оперирует категориями: «вещество», «поле», «энергия», «сила» и др.
Философия тоже формулирует свои категории. От понятий частных наук они отличаются тем, что носят общий характер, охватывают весь окружающий мир, применяются во всех областях знания и практической деятельности людей. В предыдущих главах мы уже рассмотрели: некоторые философские категории,: например: «материя», «движение», «сознание», «закон», «качество», «количество», «скачок», «противоположность» т.д.
Категории диалектики имеют большое гносеологическое и методологическое значение:
• они характеризуют коренные, наиболее общие типы связей и отношений объективного мира;
• они представляют всеобщие и необходимые формы мышления, посредством которых человек познает окружающую действительность;
• они выражают определенные ступени человеческого познания.
Категории диалектики – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.
Мысль человека движется от единичного к общему и от явления к сущности. Стало быть, изучение категорий диалектики следует начинать с категорий единичного и общего. Это поможет глубже понять соотношение категорий явлений и сущности. Далее открывается логически обоснованный переход к изучению категорий формы и содержания и категорий, отражающих причинные связи предметного мира.
Единичное, особенное и общее. Создавая материальные и духовные ценности, познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело со множеством разнообразных предметов, явлений, событий.
Единичное - философская категория, выражающая свойств, и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов).
В то же время, сравнивая отдельные явления, мы обнаруживаем у них общие черты, сходные свойства. Это единство устойчивых, повторяющихся одинаковых признаков, характерную для множества однородных явлении, выражается категорией общего.
Промежуточной ступенью между единичным и общим является особенное. Особенное - это то, что является общим по отношению к одним и единичным по отношению к другим предметам объективного мира. Рассмотрим суждение. Цветок роза есть растение. Роза единичное; цветок - особенное; растение - общее. Понятие «цветок» будет общим по отношению к «розе» и единичным по отношению к «растению». Итак, каждый предмет представляет собой единство единичного, особенного и общего, причем единство диалектическое.
В процессе познания совершается диалектический переход от единичного явления, от фактического материала к все более глубоким обобщениям, к особенному и общему, и обратный переход - применение общих положений к определенным условиям практической деятельности.
Явление и сущность. В процессе научного познания переход от единичного к общему есть вместе с тем переход от явления к сущности. Он означает движение мысли от чувственно воспринимаемого предмета к его устойчивым, общим для всех объектов данного рода, внутренним связям.
Явление - это внешнее обнаружение сущности, поверхностное, более подвижная сторона вещи или события, непосредственно денная человеку в его ощущениях. На уровне явлений фиксируются видимые тенденции процессов - возрастание смертности среди населения в конкретной стране, увеличение количества семей, рост преступности и т.д.
Сущность - философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития.
Существенные свойства живого: материальность, способность к самоорегуляции, самообновлению, к самовоспроизводству, обмену веществ, относительная стабильность. Существенными в рамках экономических систем являются отношения собственности, отношения, процессе разделениятруда и специализации, в процессах обмена, распределения и потребления произведенных продуктов.
Сущность и явление непосредственно не совпадают. Поэтому задача научного исследования заключается в том, чтобы раскрыть, сущность. «...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя…» - писал К.Маркс[29]. В процессе научного познания мира совершается переход не только от явления к сущности, но и от менее глубокой к более глубокой сущности.
В процессе познания раскрывается единство и противоречие явления и сущности, взаимодействующих между собой как противоположности.
Явление выступает как единичное, сущность - как общее целого ряда явлений: явление – внешняя сторона действительности, сущность – ее внутренняя, глубинная основа; явление непосредственно наблюдается, сущность познается лишь путем научного исследования.
Сущность богаче явления, только она позволяет раскрыть истинную природу вещи, отвлекаясь от случайного, второстепенного, несущественного. Как бы богаты ни были явления, сущность составляет внутреннюю основу вещи и поэтому при изучении всякого нового объекта нужно стремиться к обнаружению его сущности.
Содержание и форма. Проникая в сущность явлений, философия формулирует весьма важные для научного познания и практической деятельности категории содержания я формы.
Многие философы-идеалисты противопоставляют форму содержанию, приписывая форме определенную роль и мистический смысл (бог как «форма форм» у неотомистов). Естествоиспытатели и философы-материалисты XVII в. метафизически разрывали содержание и форму, в их понимании содержание представлялось инертным веществом, а форма - наполненным содержанием, но независимым от него вместилищем (Ньютон, Т. Гобс).
В действительности содержание и форма – объективно существующие и находящиеся в диалектическом единстве стороны, каждого предмета, явления.
Содержание - это совокупность всех составных компонентов предмета, единство его свойств, качественной и количественной характеристик, внутренних противоречий, структурных связей, законов. Содержание всегда существует в определенных формах.
Форма - это способ существования, организация, структура содержания. Форма обусловленасодержанием, зависит от внутренней структуры содержания. В процессе познания форма выступает как способ выражения, отображения содержания (например, форма научного исследования, форма художественного произведения).
Различают форму внутреннюю и внешнюю. Например, содержание искусства – объективная действительность, воплощенная в художественном образе. Каждый вид искусства имеет свои особые формы выражения содержания. В литературе – это композиция, стиль, язык; в живописи, скульптуре, графике – линия, цвет, светотень, композиция; в музыке – мелодия, гармония, ритм.
Таким образом, форма всегда содержательна, а содержание формировано. С этих позиций материализм отвергает любые тенденции, ведущие к отрыву формы от содержания как в теории, так и на практике. Отрыв формы от содержания порождает формализм, то есть переоценку формы в ущерб содержанию. Формализм в политической, организаторской деятельности порождает бездушное отношение к людям, приводит к бюрократизму.
Причина и следствие. При познании сущности и содержания явлений обнаруживается причинно-следственная или каузальная (лат. cauusa - причина) связь между ними. Причина - философская категория, обозначающая явление, которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Причина нагревания проводника - прохождение по нему электрического тока, причина морфологических изменений в пределах данного вида - изменения среды их обитания, одна из причин низкой конкурентной способности товаров – их высокая стоимость.
Следствие - философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. В приведенных примерах, которые можно продолжить второй элемент суждения выступает в качестве следствия.
Это наиболее распространенные определения данных категорий, в которых утверждается:
• во-первых, что причина всегда предшествует следствию по времени следствие не может наступить раньше причины или одновременно с ней);
• во-вторых, причина и следствие связаны взаимодействием, но в рамках причинно-следственной связи учитываются преимущественно результаты действия причины. Объективные основания такого приема лежат в самой действительности, где не наблюдается равнозначных последствий для каждого из взаимодействующих предметов, явлений, процессов. Какой-то из них изменится больше. При этом в роли причины выступит явление, вызвавшее в другом явлении большие изменения. «Отсчет» причины можно производить и по меньшему изменению, если требуется установить причину стабильности системы:
• в-третьих, причина и следствие связаны необходимым образом, т.е. если наблюдается определенное явление, называемое причиной, то следствие наступит неизбежно.
Более детальное представление о действительных связях реальности дает выделение двух типов причин – внутренних и внешних.
Внутренние причины - это взаимодействия между элементами одного и того же предмета (явления, процесса), следствием которых являются изменение предмета в целом.
Внешние причины – это взаимодействия между различными предметами (явлениями, процессами), следствием которых являются изменения происходящие в одном из них.
Изложение принципов более полного понимания характера причинно-следственных связей в тенденции ведет к представлению о детерминизме как всеобщей связи предметов (процессов, явлений), их взаимовлиянии и взаимоопределенности, которое имеет фундаментальное методологическое значение для научного познания.
Прямо противоположным детерминизму представлением является индетерминизм, отрицающий взаимовлияние и взаимопределенность предметов, их всеобщую связь. Будучи порождением трудностей детерминистского объяснения, некоторых явлений и процессов, особенно в макромире, он стимулировал разработку новых версий детерминистского объяснения, но сам не стал доминирующим.
Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, необходимо, еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания.
Причинное основание - это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:
• собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;
• условия - обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;
• повод - обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия;
• стимулы - обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.
Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В этом состоит непреходящее значение категорий «причина» и «следствие» для процессов интеллектуальной человеческой деятельности. «Объяснить явление - значит, найти его причину» - афоризм, и в настоящее время верно схватывающий главное.
Вместе с тем необоснованное установление причинно-следственных связей по принципу «после этого - значит, по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных объяснений. Избежать этого можно, ориентируясь при установлении причинно-следственной связи не только на, ее временную характеристику, но и учитывая полное содержание причинного основания. Основные ориентиры здесь задает содержание категорий «необходимость» и «случайность».
Необходимость и случайность. Обобщая факты закономерного, обязательного при существующих условиях хода событий, диалектический материализм выделяет категорию необходимости.
Необходимость - философская категория, выражающая устойчивую регулярную, связь явлений. Наблюдаются регулярная последовательность в смене времен года, дня и ночи, что связано с движением объектов Солнечной системы, устойчивая связь между условиями существования и численностью биологической популяции, производительностью труда и себестоимостью продукции и т.д.
Случайность - философская категория, выражающая связь явлений не обладающих четко обозначенной регулярностью и устойчивостью. Случайным является столкновение двух метеоритов и столкновение автотранспортных средств, выигрыш в лотерее, случайными бывают контакты людей, «роковое» стечение обстоятельств и др.
Необходимость - это неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в определенном «однозначном» варианте.
Случайность - подвижность, непохожесть вариантов связи. Как необходимость, так и случайность выражают прежде причинные связи. Вместе с тем необходимыми и случайными могут быть пространственные и временные связи.
Необходимая пространственная связь присуща деталям узлам технических устройств и технологических линий, зданиям производственных комплексов, чего нельзя сказать о беспорядочно разбросанных предметах в неубранной комнате, валунах и одиночных растениях на местности.
Временные связи процессов строго заданы в технологиях, ритуалах, но чисто случайными являются временные связи событий наступление одного из которых пытаются объяснить по принципу «после этого - значит, по причине этого» (неудачи после солнечных затмений, материальные потери после того, как разбилось зеркало).
Функциональные связи, как правило, необходимы. Их разрыв, даже в одном звене, существенно сказывается на целостности системы, может привести к ее деградации и разрушению. Функциональные отклонения в живом организме приводят к различным болезням, разрыв связей между финансовой и банковской системами, с одной стороны, и производством, с другой – к депрессии (застою) в экономике.
Как необходимость, так и случайность выражают объективную связь явлений. Разница между ними в том, что необходимая связь выражена, как правило, однозначно, случайная – в виде вероятности.
Вероятность – это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы. Вероятность определяется количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых оно могло произойти.
Таким образом, необходимость и случайность надо рассматривать не как отдельно и не как взаимоисключающие друг друга категории, а в реальном единстве, неразрывной связи и взаимодействии. В науке и практической деятельности обязательно приходится ориентироваться на существенные связи и поступать в соответствии с познанной необходимостью. В то же время нельзя не учитывать и влияние случайностей, поскольку они объективно существуют и диалектически взаимодействуют с необходимостью.
Возможность и действительность. Исследования существенных причин развития объективной действительности раскрывает необходимые тенденции рождения нового и старого. Еще до того как явление становится реальностью, уже существует возможность его возникновения. Изучение объективных возможностей и условий их превращения в действительность составляет одну из важных задач науки.
Возможность - философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Как возможность правомерно рассматривать сближение уровня экономического развития стран, и регионов, уровня жизни их населения, стабилизацию климата Земли путем ликвидации негативных антропогенных факторов, обеспечение всеобщей занятости, компьютерной грамотности и т.д. Станет ли все это реальностью, осуществится ли в действительности - вопрос, ответ на который даже в самом общем плане нельзя дать без представления о том, как возможность соотносится с действительностью и содержанием парной категории «действительность».
Действительность - философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Это реализованная возможность, но не только. Это еще и сфера существования всех возможностей, поскольку кроме как в действительности им негде быть и неоткуда возникнуть.
Невозможность - это понятие, обозначающее предметы (явления, процессы), возникновение которых исключается закономерностями действительности.
Действительность по отношению к возможности приоритетна. Она охватывает все возможности своего дальнейшего развития, в то время как ни одна возможность не включает в себя всю действительность. Разумеется, можно говорить и о возможности перехода бытия (всей действительности) из одного состояния в другое. Однако смысл такой возможности можно раскрыть лишь через содержание тех возможностей, которые охватывают не всю действительность. В зависимости от характера предпосылок перехода возможности в действительность и ее соотношения с законами действительности выделяют несколько видов возможностей:
• формальную, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом противоречит известным на данное время законам реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и превращениях, составляющих сюжеты мифов, сказок, суеверий и т.д.);
• абстрактную, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий (например, для Российской Федерации имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий данный показатель во Франции, но для этого пока нет соответствующих условий - устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, необходимых для модернизации производства средств и др.);
• реальную, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа каждого человека к банкам данных, более экономное и сбалансированное потребление природных ресурсов, повышение коэффициента их полезного потребления).
Содержание категорий «возможность» и «действительность» определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе направлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека.
Мировоззренческий смысл содержания философских законов и категорий очевиден. Для индивида может стоять только один вопрос – принимать их или не принимать. Несколько иначе обстоит дело с оценкой их методологического значения. В свое время в русле позитивизма предпринимались попытки доказать бесполезность философских построений для рациональной организации познавательных процессов в науке. Однако это противоречило реальной исследовательской работе, в которой, как известно, используется методологический потенциал так называемой «метафизики».
Следует иметь ввиду, что любые философские методологические построения, в том числе законы и категории диалектики, непосредственно не указывают, какие именно элементы исследуемого объекта находятся в отношениях диалектических противоположностей, какие именно состояния необходимо рассматривать в качестве отрицания отрицания, какие связи являются существенными и т.д. Это уже предмет конкретного научного исследования.
Философская методология разрабатывает лишь общие схемы поиска носителей противоречий, носителей определенных свойств, отношений и т.д. Наполнение их конкретным содержанием и проверка их продуктивности – задача частных наук.
Альтернативы диалектики. Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика.
Метафизика – это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицающий внутренние противоречия как источник развития.
Метафизика является альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика как и диалектика является развитой, всеохватывающей теорией;
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т, д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
• в системе мышления если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если – не то, значит – это»;
• в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика – однообразно по принципу «белое - черное»;
• в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
• в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная в современной философии (особенно Запада) метафизика как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Очень часто в качестве софизмов приводятся безобидные примеры «рогатого» софизма древних греков: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь». Другой пример забавного софизма - шутливая песенка английских студентов: «Тот, кто много знает, тот много помнит. Кто много помнит, тот много забывает. Кто много забывает, тот мало знает. Кто мало знает, тот мало забывает. Раз он мало забывает, значит, много помнит, следовательно, знает. Спрашивается, зачем же хорошо учиться?»
Однако софизмы – не редкость в рассуждениях об очень серьезных вещах, а диапазон логических уловок широк, и логический анализ софизмов часто является делом далеко не простым. Наиболее распространенный софистический прием - подмена предмета рассуждения.
Пример такого логического произвола в рассуждениях приведен Г. Гегелем в статье «Кто мыслит абстрактно?» торговка в ответ на замечание о низком качестве ее товара «выдала» набор злобных характеристик покупателю, объективно не свидетельствующих в его неспособности рассуждать о качестве товара, а преследующих лишь цель унизить его как человека, хотя целом она претендовала на защиту качества своего тавра и такая тактика в чем-то срабатывала».
Эклектика - это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, принципов, теорий.
Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования, для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания. На определенном этапе познания реальных объектов (явлений, процессов) это не лишено смысла, позволяет собрать и держать я поле зрения информацию, которая «имеет отношение к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой способ мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую; ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и предлагаемых концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.
Выводы:
1. Диалектика как система законов, принципов и категорий, рассматривая реальность окружающего нас бытия, раскрывает развитие как закономерный, объективный и исторический обусловленный взаимосвязанный процесс.
2. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, будучи применена к природе, выступает как диалектика природы, будучи применена к обществу - выступает как диалектика общества, общественного развития. Диалектика, взятая как наука о логическом мышлении, его законах и формах, выступает как диалектика мышления, диалектическая логика. Будучи применена к познанию, его законам и формам, она выступает как диалектика познания, как своеобразная теория познания.
3. Знание диалектики: ее принципов, законов, категорий - непременное условие развития научного мировоззрения, повышения методологической культуры каждого человека и в особенности юристов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что означает термин «диалектика»? Как изменялось содержание этого понятия в процессе исторического развития философии?
2. В чем различие исторических форм диалектики?
3. Правомерно ли говорить, что материалистическая диалектика - это исправленная и улучшенная диалектика Гегеля? Определите их общие черты и принципиальные отличия.
4. Что такое объективная диалектика и где она себя проявляет?
5. В каких формах существует субъективная диалектика? Что такое материалистическая диалектика?
6. Что представляет собой диалектика как метод?
7. Что такое принцип? Назовите основные принципы диалектики.
8. Что такое связь, закон, закономерность?
9. Какие наиболее важные стороны действительности отражены в категории «закон»?
10. Какие бывают законы?
11. Каковы особенности законов диалектики?
12. Дайте характеристику понятий «развитие», «прогресс», «регресс».
13. В чем суть закона диалектической противоречивости?
14. В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные?
15. Раскройте сущность диалектического отрицания.
16. Всякое ли понятие есть категория? Аргументируйте свой ответ.
17. Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук?
18. Что такое формализм? Как он проявляется в науке, искусстве, философии?
19. Какие основные черты причинно-следственных связей?
20. Назовите характерные особенности реальной и формальной возможности.
21. Раскройте суть альтернативных концепций диалектики.
22. Что отличает диалектику от метафизики, эклектики, софистики?
23. Чем определяется догматизм в мышлении?
24. В чем суть диалектического мышления? Назовите его основные принципы.
25. Какова роль диалектики в познавательной и практической деятельности людей?