Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
ВАРИАНТ 1 Тестовые задания по дисциплине «Философия»
№ | Вопросы | Варианты ответа | |||||||||||||
А | В | С | D | D | Е | ||||||||||
Исторически первый тип мировоззрения: | мифология | Наука | Право | философия | философия | Религия | |||||||||
Учителем Аристотеля был: | Сократ | Платон | Филипп II | Пифагор | Пифагор | Эпикур | |||||||||
Для даосов «дао» это: | первоначало, первооснова, всеобъемлющий закон мироздания | небо-образец для правителя | почтительность, церемонная, ритуал | путь развития Китая и нрав ственно-политического пове дения человека | путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека | метод управления государством | |||||||||
Человек рассматривается Сократом как: | политическое существо | нравственное существо | природное существо | производительная сила | производительная сила | незавершенное животное | |||||||||
Название сочинений Платона: | Метафизика | Эннеады | Диалоги | Три корзины | Три корзины | Беседы и суждения | |||||||||
Понятие «становление» впервые попытался выразить: | Пифагор | Гераклит | Демокрит | Фалес | Фалес | Зенон | |||||||||
Спор между реалистами и номиналистами шел по проблеме | законов мышления | универсалий | источника развития | сущности человека | сущности человека | толкования текстов | |||||||||
Этимология понятия "философия": | Мудрость | Истина | Любовь | Любовь к истине | Любовь к истине | Любовь к мудрости | |||||||||
Материалистическая школа в древнеиндийской философии: | Джайнизм | Буддизм | Йога | Упанишады | Упанишады | Чарвака | |||||||||
Основное отличие философии от донаучных форм мировоззрения: | Рефлексия | Мысль | Сознание | Глубинность | Глубинность | Понятийность отражения | |||||||||
Функция философии, связанная с оказанием адресной помощи человеку в его духовных исканиях: | Интеллектуальная | Логотерапевтическая | Гносеологическая | Социальная | Социальная | Познавательная | |||||||||
Второе название школы чарвака: | Материализм | Локаята | Гедонизм | Буддизм | Буддизм | Джайнизм | |||||||||
Центральная идея в средневековой христианской философии: | Фелиоква | Бог | Вера | Святой Дух | Христос | ||||||||||
Наука о формах, законах и способах мышления: | Эстетика | аксиология | онтология | гносеология | логика | ||||||||||
Древнеиндийское религиозно-философское учение, ныне являющееся одной из мировых религий: | Брахманизм | Йога | буддизм | джайнизм | чарвака-локаята | ||||||||||
Средневековое учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире: | Номинализм | реализм | дуализм | материализм | агностицизм | ||||||||||
Назовите автора высказывания «Человек - мера всех вещей»: | Аристотель | Анаксагор | Протагор | Сенека | Сократ | ||||||||||
Концепция смысл жизни с точки зрения аскетизма: | Жизнь -стремление к счастью как подлинному назначению человека | Жизнь - это самопожертвование, альтруизм во имя служения долга | Жить - значит наслаждаться | Жизнь - это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов | жизнь – это страдание | ||||||||||
Человек в средневековой философии рассматривался как | Дитя природы | Низшее создание в иерархии творений | Существо самодостаточное | Образ и подобие Бога | Часть Космоса | ||||||||||
Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли: | «Книга перемен» | «Книга истории» | «Книга песен» | «Книга времен года» | «Беседы и суждения» | ||||||||||
Основатель этики конфуцианства: | Мо-Ди | Шан Ян | Лао-цзы | Шэнь Бухай | Конфуций | ||||||||||
Принцип сяо в конфуцианстве распространялся на: | Семейные отношения | Касались только отца и сына | На все государство | На природу | На отношения между государствами | ||||||||||
Понятие «Ли» означает: | Следование церемониям, ритуалу | Следование естественному закону | Следование велениям сердца | Любовь | Знание | ||||||||||
Данной эпохе характерно космоцентрическое мировоззрение: | Нового времени | Средневековья | Возрождения | Античности | Просвещения | ||||||||||
Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий» | Пифагор | Фалес | Парменид | Зенон из Китеона | Зенон из Элеи | ||||||||||
Древнегреческий философ, автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те самые и не те же самые» / Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. | Фалес | Анаксимандр | Парменид | Гераклит | Анаксагор | ||||||||||
ВАРИАНТ 2 Тестовые задания по дисциплине «Философия»
№ | Вопросы | Варианты ответа | ||||||||||||
А | В | С | D | D | Е | |||||||||
Философ мусульманского Востока, выдвинувший идею вращения Земли: | Аль-Фараби | Аль-Бируни | Аль-Кинди | Ибн-Сина | Ибн-Сина | Аль-Хорезми | ||||||||
То, чем является Милетская школа по уровню развития как философия: | Протофилософия | Философия в чистом понимании | Натурфилософия | Материалистическая философия | Материалистическая философия | Античная философия | ||||||||
Наиболее ранний исторический тип мировоззрения: | Мифологический | Философский | Научный | Религиозный | Религиозный | Художественный | ||||||||
Согласно Аристотелю человек является существом: | Политическим | Социальным | Аполитичным | Общественным | Общественным | Моральным | ||||||||
В каком городе была открыта первая Академия? | Афины | Спарта | Дельфа | Рим | Рим | Вавилон | ||||||||
Какой эпохе принадлежит характеристика человека как «политического животного»? | Античности | Средневековью | Возрождению | Новому времени | Новому времени | Просвещению | ||||||||
Что подразумевали под «софией» в эпоху античности? | Любовь | Мудрость | Красоту | Космос | Космос | Логос | ||||||||
Теоцентризмом называют философию эпохи: | Античности | Средневековья | Возрождения | Нового времени | Нового времени | Немецкой классической философии | ||||||||
Карма - одно из понятий: | Даосизма | Конфуцианства | Буддизма | Дзен-буддизма | Дзен-буддизма | Ислама | ||||||||
Учение о цепи перерождений в философии Древней Индии: | Рама | Карма | Сансара | Брахма | Брахма | Нирвана | ||||||||
Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли: | «Книга перемен» | «Книга истории» | «Книга песен» | «Книга мертвых» | «Книга времен года» | «Беседы и суждения» | ||||||||
Данной эпохе присуще теоцентрическое мировоззрение: | Эпохе Научной революции | Эпохе Средневековья | Эпохе Возрождения | Эпохе Античности | Эпохе Античности | Эпохе Просвещения | ||||||||
Основатель этики конфуцианства: | Мо-Ди | Шан Ян | Лао-цзы | Шэнь Бухай | Шэнь Бухай | Конфуций | ||||||||
Книга, где излагается этика конфуцианства: | «Книга перемен» | «Беседы и суждения» | «Дао дэ цзин» | «Книга истории» | «Книга истории» | «Книга песен» | ||||||||
Идея благородного человека, воспитание которого определяется главной целью этики конфуцианства: | Цзюнь-цзы | Сяо | У-вэй | Чжэн мин | Чжэн мин | Ян | ||||||||
Исторически первый тип мировоззрения: | мифология | наука | право | философия | философия | Религия | ||||||||
Учителем Аристотеля был: | Сократ | Платон | Филипп II | Пифагор | Пифагор | Эпикур | ||||||||
Для даосов «дао» это: | первоначало, первооснова, всеобъемлющий закон мироздания | небо-образец для правителя | почтительность, церемонная, ритуал | путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека | путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека | метод управления государством | ||||||||
Человек рассматривается Сократом как: | политическое существо | нравственное существо | природное существо | производительная сила | производительная сила | незавершенное животное | ||||||||
Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь: | Аристотель | Фалес | Гераклит | Платон | Платон | Зенон | ||||||||
Философ, рассматривавший в качестве первоначала всего сущего апейрон | Фалес | Анаксимандр | Анаксимен | Платон | Платон | Левкипп | ||||||||
Онтологией называют | Учение о бытии | Теорию познания | Учение о ценностях | Нравственно-этическую теории | Нравственно-этическую теории | Учение о прекрасном | ||||||||
Упанишады – это: | Ведические философские тексты | Гимны в честь богов | Песнопения и заклинания | Песни лесных отшельников | Песни лесных отшельников | Гимны жертвоприношения | ||||||||
Мокша – это: | Физическое раскрепощение | Духовное освобождение | Дальнейшее перерождение | Переселение души в неживые предметы | Переселение души в неживые предметы | Закон воздаяния | ||||||||
Понятие Брахман в индуизме означает: | Воплощение неба | Абсолютная реальность | Душа человека | Тело человека | Тело человека | Перерождение души | ||||||||
Священная книга «Учение господа Кришны» - это: | Атхарваведа | Яджурведа | Алмазная сутра | Бхагавадгита | Бхагавадгита | Самхиты | ||||||||
Следовать принципу «естественности» в даосизме означает: | Следовать потребностям своего Я | Следовать дао – закону природы и космоса | Преобразовать внешний мир в лучшую сторону | Осуществлять принцип любви к ближнему | Осуществлять принцип любви к ближнему | Верить Богу | ||||||||
«Все течет», в мироздании нет ничего неизменного, считал: | Демокрит | Анаксимандр | Гераклит | Фалес | Фалес | Протагор | ||||||||
Центральная идея этики моизма: | Всеобщая любовь | Государственная служба | Ритуал | Недеяние | Недеяние | Почитание | ||||||||
Вопросы для подготовке к итоговому контролю - по философии (компьютерное тестирование)
1. Предмет философии.
2. Структура философского знания.
3. Специфика философского знания и его место в культуре.
4. Общая характеристика античной философии.
5. Досократики.
6. Философия Сократа.
7. Сократические школы.
8. Философские взгляды Платона.
9. Философия Возрождения. Научная картина мира.
10.Средневековая арабо-мусульманской философии.
11.Проблема первоначала в античной философии.
12.Учение о человеке Сократа.
13.Учение о категориях Аристотеля.
14.Буддизм и джайнизм.
15.Философские школы Древнего Китая. Конфуцианство.
16.Общая характеристика средневековой философии.
17.Философские взгляды Августина.
18.Учение Фомы Аквината. Доказательства существования Бога.
19.Философские взгляды Р. Декарта (по работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»)
20.Философские взгляды Ф.Бэкона
21.Немецкая классическая философия. Гносеология И. Канта.
22.Немецкая классическая философия. Философские взгляды Г.Гегеля.
23.Специфика неклассической философии. С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр.
24.Философские взгляды Ф.Ницше
25.Основные идеи позитивизма. О.Конт.
26.Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о деятельностной природе человека и его социальной сущности.
27.Общая характеристика европейской философии ХХ века.
28.Общая характеристика русской философии.
29.Философские взгляды славянофилов и западников
30.Общая характеристика русской философии рубежа Х1Х-ХХ вв. Философские взгляды В.С.Соловьева.
31.Общая характеристика русского космизма. Н.Ф. Фёдоров.
32.Русский космизм. К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
33.Русская философия в эмиграции. Евразийство.
34. Казахская философия: творчество акынов, жырау.
Казахская философия: Ч.Валиханов и И.Алтынсарин.
35. Философско-религиозные взгляды Абая.
36. Три истины Шакарима.
37. Этические воззрения Абая.
38.Учение М. Хайдеггера о Бытии
39.Проблема реальности в философии: идеализм, материализм.
40. Гносеология как раздел философии. Определение познания. Природа познания.
41.Определение знания. Многообразие видов знания и их специфика.
42. Аналитическая философия.
43. Чувственная ступень познания и ее формы.
44.Рациональная ступень познания и ее формы.
45. Философское понимание истины.
46. Диалектико-материалистическое понимание истины
47.Понятие философской антропологии. Основные виды философских антропологий.
48.Философское понимание сознания.
49.Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическое понимание бессознательного: К.Г.Юнг, Э.Фромм.
50.Учение З.Фрейда о бессознательном.
51.Экзистенциальные проблемы человека: проблема смысла жизни, смысла смерти (любви).
52.Проблема свободы и ответственности. М. Достоевский, Ж.-П.Сартр.
53.Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
54.Научное знание и его особенности.
55.Проблема демаркации научного знания и критерии научности.
56.Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации.
57.Человек и природа.
58.Общество и его структура.
59.Гражданское общество и государство.
60.Религиозные ценности и свобода совести.
61.Структура научного познания, его методы и формы.
62.Проблема роста научного знания.
63.Научные революции и смена типов рациональности.
64.Классическая и неклассическая модели научного знания.
65.Наука и техника.
66.Представления о смысле человеческого бытия в истории философии.
67.Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.
68.Нравственные ценности.
69.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
70.Теория открытого общества К.Поппера.
71.Проблема культуры в философии ХХ века.
72.Культура и цивилизация.
73.Диалектико-материалистическая учение о соотношении относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине.
74.Неклассические концепции истины: теория когеренции, конвенционалистская, прагматистская концепции.
75.Поиск универсальных критериев истинности знания в современной культуре.
76.Диалектика и метафизика.
77.Философия истории:основные теории и представители
78.Проблема «столкновения цивилизаций» в творчестве С.Хантингтона.
79.Предметная область философии религии.
80.Философский смысл глобальных проблем.
81. Предметная область философии политики.
82. Естественное право
83. Позитивное право.
84. Право и закон
85. Право и этика.
86.Прагматизм и проблема понимания истины
87..Герменевтика и ее взгляд на познание
88.Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме К.Ясперса.
89..Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
Законы диалектики. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
91. Законы диалектика. Закон отрицания отрицания.
92. Категории диалектики.
93. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
94. Проблема роста научного знания: модель Т.Куна, Лакатоса, Фейерабенда
95. Философские взгляды деятелей «Алаш»
96. Философия религии
97. Теории современной социальной философии
98. Философские идеи постмодернистов
Приложение 1