МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Планы семинарских занятий

№ практ. Наименование тем и краткое их содержание Количество часов
Философия, ее предмет и функции. 1. Мировоззрение, его структура и основные исторические типы: миф, религия, философия. 2. Философия как единство знания и мудрости. 3.Предмет философии. Основные философские проблемы. 4.Основные этапы развития философии. Типы философствования: восточный, западный 5.Основные функции философии.
2. Из истории философии: философия Древнего Востока. 1.Особенности восточной философии в постижении мира и человека. 2.Проблема человека и государства в философии конфуцианства. 3.Человек и космос в философии даосизма. 4.Особенности индийской философии.
Возникновение европейской философии: античная философия. 1.Космос и Логос как доминанты античной философии. 2.Смыслообразное и понятийное мышление: от натурфилософии к Пармениду. 3.Атомизм Демокрита как вершина греческой натурфилософии. 4.От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.
Основные философские искания Средневековья 1.Основные этапы средневековой западноевропейской философии. 2.Основные проблемы Средневековой философии (бог и человек, знание и вера, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного 3.Синтез аристотелизма и христианства в творчестве Фомы Аквинского. 4. Восточный перипатетизм
Натурфилософия Возрождения 1.Основные философские искания Возрождения 2. Пантеистические идеи Н.Кузанского 3.Пантеистические воззрения Дж.Бруно 4. Утопическое учение Т.Мора
Из истории философии: философия Нового времени 1.Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. 2.Эмпиризм Ф. Бэкона. 3. Рационализм Р. Декарта. 4.Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.
Философские концепции И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. 1. Теория познания И. Канта 2. Моральная философия. Категорический императив И. Канта. 3. Философская сис­тема и метод Г.В.Ф. Гегеля. Диалектическое «развертывание» духа. 4. Философия истории Гегеля
Западноевропейская философия в культуре второй половины XIX века 1. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) 2.Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда 3.Философия жизни: основные представители, идеи
Отечественная философия и ее особенности 1. Философия жырау и акынов. 2. Проблема человека в творчестве Абая. 3. Философско-религиозные взгляды Абая. 3. Учение о трех истинах Шакарима.
Современная западная философия 1.Критический рационализм К.Поппера 2. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). 3. Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер). 4. Философия культуры постмодерна: теория деконструкции Ж. Деррида
11. Понятие бытия: содержание и характеристики 1. Становление и развитие категории бытия в истории философии. 2. Понятие материи, основные формы существования материи. 3. Проблема бытия в философии XX в. 4. Бытие и время в философии М.Хайдеггера
Природа сознания и бессознательного 1.Сознание и дух. Сознание и мозг. 2.Отражение. 3.Язык, речь, мышление. 4.Сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное в учении З.Фрейда и К.Юнга.
Философская антропология 1. 1. Проблема человека в философии М. Шелера 2. 2. Проблема свободы и ответственности в философии 3. Ж.-П.Сартра 4. 3. Эрих Фромм о концепции человека в философии 5.К. Маркса  
Религия как предмет философского исследования
  1. Религия в современной культуре
  2. Понятия религия, конфессия, традиционные религии, нетрадиционные религии, религиозные движения
  3. Функции религии
Ценность как способ освоения мира человеком. 1.Ценности, их классификация, иерархия и эволюция. Ценность и оценка, истина и норма. 2.Теории ценностей. 3.Моральные и нравственные ценности. 4. Религиозные ценности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Как подготовить доклад и реферат к семинарскому занятию

ДОКЛАД –устное выступление студента на семинарском занятии на основе изучения дополнительной литературы.

Доклад может быть подготовлен по теме семинара или по одному из вопросов семинара. Он может включать теоретический анализ проблемы, биографические сведения о философе, эмпирический материал к обсуждаемым вопросам (научный, художественный, публицистический).

Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора.

В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой.

Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы. Неподготовленный доклад оценивается как неподготовленность к семинару.

 

РЕФЕРАТ –письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изученной книги, статей, иных материалов.

Необходимость написания реферата возникает тогда, когда студент предпочел реферат докладу или когда студент отрабатывает пропущенную тему занятий. И в том, и в другом случае подготовка реферата осуществляется по единому образцу: титульный лист, план, текст на отдельных листах бумаги, ссылки на источники, список литературы. Объем реферата примерно 10страниц.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных кафедрой. Студент может сам предложить тему реферата, не выходящую, однако, за рамки учебного курса. В этом случае преподаватель обязан помочь студенту в подборе необходимой литературы. Если возникает необходимость, то преподаватель может провести консультацию

Критерии оценки реферата: сложность излагаемого вопроса, глубина понимания проблемы, объем использованной литературы, ясность изложения, правильность оформления.