Введение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Учениц 10В класса
Петуровой Елизаветы Андреевны
Циммерман Екатерины Львовны
ТЕМА
«Звук и свет - подобие и различие»
Руководитель: Сорокина Ирина Александровна
Санкт-Петербург
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | |
Глава 1. Теоретическая часть | |
1 Свет | |
1.1 Характеристика света | |
1.1.1 Развитие взглядов на природу света | |
1.1.2 Призмы | |
1.1.3 Волновые свойства света | |
1.2 Излучение и спектры | |
1.3 Восприятие света человеком | |
2 Звук | |
2.1 Историческая справка | |
2.2 Характеристика звука | |
2.2.1 Звуковые частоты | |
2.2.2 Звуковые явления | |
2.2.3 Свойства звука | |
2.2.4 Скорость распространения звука | |
2.3 Музыкальная акустика | |
Глава 2. Звук и свет-различие и подобие | |
2.1 Сравнительная характеристика | |
2.2 Связь звука и света | |
Глава 3. Практическая часть | |
3.1 Измерение длины световой волны | |
3.2 Получение звуковых волн | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
Введение
Мы живем в мире различных волн. Волной называют колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени. В нашем исследовании мы рассмотрим звуковые и световые волны.
Звуковые волны - упругие волны, которые распространяются в сплошных средах. Человек воспринимает звуки тогда, когда на его органы слуха действуют волны с частотами от 16 до 20 000 Гц (звуковые волны). Упругие волны, частота которых меньше 16 Гц, называют инфразвуковыми, а волны, частота которых лежит в интервале от 2 × 104 до 1 × 109 Гц – ультразвуковыми.
Знания в области звуковых волн нужны людям различных профессий. Например, распространение звука в помещениях важно для строителей, музыкантов; биологи исследуют пути миграций перелетных птиц; рыбаки могут найти косяки рыб в океане; геологи с помощью ультразвука исследуют земную кору; сейсмологи предсказывают землетрясения и цунами и т.д. Развитие физики и математики сделало возможным рассчитать все это. Поэтому звуковые явления были выделены в отдельную науку, которая называется акустика.
Свет - сложное явление. В одних случаях он ведет себя как электромагнитная волна, в других - как поток особых частиц (фотонов). Развитие учения о свете привело к современным представлениям о двойственной корпускулярно-волновой природе света. Электромагнитная теория света помогла понять природу оптических явлений. Свет оказался частным случаем электромагнитных волн с длиной волны от = 400 нм (фиолетовый) до =760 нм (красный). Только этот интервал длин электромагнитных волн оказывает непосредственное воздействие на наш глаз и является собственно светом. Однако существует и более коротковолновое (<400 нм - ультрафиолетовое) и более длинноволновое оптическое излучение (>760 нм - инфракрасное). Свет влияет на многие процессы и явления в нашей жизни, поэтому его изучение также необходимо.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в природе огромное количество волн, их можно получить и изучить. Существует множество экспериментов, в ходе которых образуются световые и звуковые волны, поэтому мы считаем нужным систематизировать данные и провести опытную часть работы на эту тему.
Объект исследования: световые и звуковые волны
Предмет исследования: получение и исследование звуковых и световых волн
Цели: сравнить звуковые и световые волны
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
1) Описать свойства звуковых и световых волн
2) Выявить сходства и различия звуковых и световых волн
3) Провести опытную часть работы, получить звуковые и световые волны
4) Измерить длину световой волны
Методы: теоретический анализ специальной литературы, фотографирование, эксперимент.
Теоретическая значимость предстоящей работы состоит в том, что будут систематизированы знания о световых и звуковых волнах, будут выявлены различия и сходства волн.
Практическая значимость предстоящей работы определяется
1) Проведением опытов по получению световых и звуковых волн
2) Измерением длины световой волны
3) Описанием проведенных опытов и полученных результатов
Мы выбрали именно эту тему исследовательской работы, так как звуковые и световые волны окружают нас везде и всегда, и нам интересно подробно изучить природу этих явлений.