В трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков об-

Ращается к истолкованию основополагающих катего-

Рий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может

Существовать без другого. Добро есть нечто объек-

Тивно существующее, постижение которого доступно

Только высшему (Божественному) разуму, тогда как

Зло - это результат субъективной оценки человека.

Этика Эпикура обращается к тем же проблемам,

Что и этика стоиков, но трактует их обратным образом.

Достижение человеком блага рассматривается как

Путь, прохождение которого основано на четком раз-

Личии факторов, способствующих достижению цели,

И факторов, препятствующих этому. Первые - источ-

Ник наслаждения, вторые - источник страдания.

Следующий важный этап в истории формирования

Этики связан с христианством. Знаменательно, что

Раннехристианские моральные представления фор-

Мировались в условиях социальной неоднородности,

Общественного (классового) и имущественного (со-

(словного) расслоения.

Раннехристианская этика закладывала основы

Гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие,

Милосердие, непротивление злу насилием.

Последнее предполагало сопротивление без на-

F несения вреда другому, противостояние нравствен-

ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ

И ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ

ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ - ДВЕ СОВРЕМЕННЫЕ

КОНЦЕПЦИИ

Этика ненасилия возникла именно тогда, когда

Насилие уже правило миром, творило беззаконие.

Из истории этики нам известно, что всякое новое течение

Возникает в противовес существующей и господствую-

Щей тенденции. При этом возникающее этическое те-

Чение всегда ищет и находит опору в традиции,

В идеалах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики

Ненасилия стал принцип человеколюбия - универсаль-

Ный, основополагающий моральный закон.

Этика ненасилия обосновывает принципы и мето-

Ды решения проблем и конфликтов, исключающих при-

Менение насилия над личностью (морального и физи-

Ческого). Этика ненасилия - это образ жизни,

В соответствии с которым человек строит свои отноше-

Ния с людьми, относится ко всему живому, к природе.

Значительная роль в разработке принципов этики

Ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что

Признать необходимость противления злу насилием

Значит оправдание людьми своих привычных излюб-

Ленных пороков: мести, корысти, зависти, властолю-

Бия, трусости, злости. Насилие не есть средство раз-

Решения конфликтов и противоречий: оно ничего не

Создает, а только разрушает.

Этика благоговения перед жизнью - направ-

Ление, которое возникло в XX в. и связано с именем

Величайшего гуманиста современности - Альберта