В трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков об-
Ращается к истолкованию основополагающих катего-
Рий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может
Существовать без другого. Добро есть нечто объек-
Тивно существующее, постижение которого доступно
Только высшему (Божественному) разуму, тогда как
Зло - это результат субъективной оценки человека.
Этика Эпикура обращается к тем же проблемам,
Что и этика стоиков, но трактует их обратным образом.
Достижение человеком блага рассматривается как
Путь, прохождение которого основано на четком раз-
Личии факторов, способствующих достижению цели,
И факторов, препятствующих этому. Первые - источ-
Ник наслаждения, вторые - источник страдания.
Следующий важный этап в истории формирования
Этики связан с христианством. Знаменательно, что
Раннехристианские моральные представления фор-
Мировались в условиях социальной неоднородности,
Общественного (классового) и имущественного (со-
(словного) расслоения.
Раннехристианская этика закладывала основы
Гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие,
Милосердие, непротивление злу насилием.
Последнее предполагало сопротивление без на-
F несения вреда другому, противостояние нравствен-
ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ
И ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ
ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ - ДВЕ СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ
Этика ненасилия возникла именно тогда, когда
Насилие уже правило миром, творило беззаконие.
Из истории этики нам известно, что всякое новое течение
Возникает в противовес существующей и господствую-
Щей тенденции. При этом возникающее этическое те-
Чение всегда ищет и находит опору в традиции,
В идеалах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики
Ненасилия стал принцип человеколюбия - универсаль-
Ный, основополагающий моральный закон.
Этика ненасилия обосновывает принципы и мето-
Ды решения проблем и конфликтов, исключающих при-
Менение насилия над личностью (морального и физи-
Ческого). Этика ненасилия - это образ жизни,
В соответствии с которым человек строит свои отноше-
Ния с людьми, относится ко всему живому, к природе.
Значительная роль в разработке принципов этики
Ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что
Признать необходимость противления злу насилием
Значит оправдание людьми своих привычных излюб-
Ленных пороков: мести, корысти, зависти, властолю-
Бия, трусости, злости. Насилие не есть средство раз-
Решения конфликтов и противоречий: оно ничего не
Создает, а только разрушает.
Этика благоговения перед жизнью - направ-
Ление, которое возникло в XX в. и связано с именем
Величайшего гуманиста современности - Альберта