Выражается в идее вечного возвращения одного и того

же. Лишь понятие ≪вещь≫ выступает как момент устойчи-

Вости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была

Предметом особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективиз-

Мом и агностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического

прогресса, он противопоставляет им amor fati - ≪лю-

бовь к судьбе≫; отвергает идеи равенства и справед-

ливости как ≪разлагающие цельность человеческой

^/природы≫. V

УЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

И НЕОФРЕЙДИЗМА

Основатель теории психоанализа - австрийский

Ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856—939).

На опыте лечения и диагностики психики разработал

Концепцию бессознательных психических процессов,

Перенеся их на социальные явления.

По 3. Фрейду психика человека состоит из противо-

Стоящих друг другу сфер - сознательного и бессозна-

Тельного, разделенных особой психической инстан-

Цией - предсознательным.

Душевные процессы человека бессознательны.

Бессознательное - особая психологическая реаль-

Ность, присущая человеку, существует наряду с со-

Знанием и в значительной степени контролирует его.

Модели личности, соотносящиеся с соответствующи-

Ми системами психики, - топографическая и динами-

Ческая.

При динамической схеме психика представлена

совокупностью трех слоев:

1) ≪оно≫ - бессознательное;

2) ≪я≫ - сознание человека;

3) ≪сверх-я≫ - влияющая на личность внешняя реаль-

Ность.

После формирования ≪сверх-я≫ в результате интер-

Претации социальных норм, запретов и поощрений весь

Психический аппарат начинает действовать как целое.

Главные факторы, руководящие психикой челове-

Ка, - удовольствия и вытеснения, когда психика от-

Торгает неприемлемое. 3. Фрейд старается выяснить

Происхождение энергии бессознательного.

В 1920 г. - 1-я психоаналитическая система:

В основе бессознательного лежит сексуальный ин-

Стинкт - либидо.

После критики - 2-я психологическая схема:

Энергией бессознательного управляют Эрос - ин-

Стинкт жизни, и Танатос - инстинкт смерти.

Поведение человека объясняется инстинктом родо-

Вого самосохранения. Все остальные стремления -

Следствия неудовлетворенности и переключения сек-

Суальной энергии на другие области (сублимация).

Фрейд по традициям социологии и антропологии био-

Логизировал человека, сведя социальные и психиче-

Ские явления к физиологическим и биологическим про-

Цессам.

Одна из проблем психоанализа - ≪эдипов комп-

лекс≫, бессознательное влечение к родителю, кото-

Рое определяет направление формирования лично-

Сти и ее поведение в дальнейшей жизни.