S реформировать, поставив на место веры в Бога веру
человека в самого себя - ≪религию любви≫ к человеку,
Основа нравственности - в стремлении чело-
Века к счастью, достижимому посредством челове-
ческого рдинения, взаимосвязи ≪я≫ и ≪ты≫. В вопро-
Сах гносеологии акцент - на роли чувств и опыта
S познании. Этим Л. Фейербах значительна отя-лчеп-
Ся от традиции новогзнтианской философии и трак-
Товки теории познания Г. В. Ф. Гегелем.
Л. Фейербах считал, что прежняя философия пре-
Увеличивает роль разума в освоении мира.
Философия актропологична: общественные связи
Трактуются с нравственных позиций.
В антропологической парадигме Л. Фейербаха че-
Ловек обладает изначальной неизменной природой,
Ке зависящей от национальности, социального ста-
Туса, эпохи. Характерными чертами этого человека
Выступают любовь к жизни, стремление к счастью,
Инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и опреде-
Ляют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил
Из того, что человек изначально естествен, к нему
Неприменимы оценочные характеристики (добрый,
Злой и т. д.) и только условия человеческой жизни
Делают его тем, кем он становится.
Подобная антропологически и атеистически ориен-
Тированная философия оказала значительное влия-
Ние на мировоззренческие дискуссии о судьбе идей
Г. В.Ф. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи
О возвращении человека в центр философии, необхо-
Димости видеть мир через его потребности, что им-
Понировало радикально настроенным кругам.
3) сверхиндивидуальном ≪объективном духе≫
(право, мораль и нравственность - семья, граж-
данское общество, государство) и ≪абсолютном
духе≫ (искусство, религия, философия как формы
Самосознания духа).
Противоречие по И. Канту- внутренний источник
Развития, описываемого в виде триады.
Эта тройственная трансформация (триада) последо-
Вательно рассматривается Гегелем Г. В. Ф. в новных
трудах; ≪Наука логики≫, ≪Философия природы≫,
≪Философия духа≫. (Основатель теории противоре-
Чия - Гераклит. Смысл диалектического противоре-
Чия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем
Существенный момент в определении предмета.) Про-
Тиворечие пронизывает всю философию Г. В. Ф. Гегеля.
Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, ис-
Черпывают себп и переходят в свое иное. Любая катего-
Рия, являясь результатом противоречия, содержит в се-
Бе новое противоречие, ведущее к дальнейшему
Развитию. Последовательный анализ развития абсолют-
Ной идеи в области логики (чистая мысль), природе и об-
Ществе выявляет основные диалектические принципы,